|
|
N°28, 17 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реальный инструмент
Центробанк снизил ставку рефинансирования до исторического минимума
Банк России сделал первую попытку превратить ставку рефинансирования в реальный инструмент денежно-кредитного регулирования. Сегодня она снижается с 21% годовых до исторического минимума -- 18%. «По этой ставке мы будем проводить операции «валютный своп» и предоставлять однодневные расчетные кредиты, это первый шаг к тому, чтобы сделать ее настоящей ставкой рефинансирования», -- говорит первый зампред ЦБ Олег Вьюгин. В дальнейшем, как полагают аналитики, ЦБ может привязать к учетной ставке как свопы, так и другие операции, проводимые с банками.
Усиление роли учетной ставки -- один из приоритетов команды главы ЦБ Сергея Игнатьева, которая, если верить «Основным направлениям денежно-кредитной политики», стремится более эффективно управлять инфляционными процессами через создание «универсальной системы рефинансирования банков». До сих пор ставка выполняет в основном фискальные функции (ЦБ начисляет по ней штрафы и пени), а главными инструментами денежно-кредитной политики остаются обязательные резервы.
В прошлом году, пытаясь исправить ситуацию, ЦБ ввел в действие ряд инструментов рефинансирования банков -- депозитные окна постоянного доступа, валютные свопы и сделки РЕПО. Ставки, сформированные по этим инструментам, не превышали 18% (расчетная ставка по валютным свопам и по кредитам overnight в окне постоянного доступа), и уже осенью Олег Вьюгин дал понять, что этот показатель является наиболее адекватным ориентиром для ставки рефинансирования. В пятницу Центробанк объявил, что с 17 февраля учетная ставка снижается до 18%.
Г-н Вьюгин отмечает, что на новом уровне ставка впервые стала рабочей, «а не просто символической или фискальной». Фактически это означает, что Банк России, как и раньше, готов кредитовать банки по «овернайту» и проводить с ними операции валютного свопа под 18%. На Неглинной считают это первым шагом к усилению учетной ставки, хотя о прямой зависимости между теми же свопами и ставкой ЦБ пока не говорят.
Видимо, поэтому логика Банка России не ясна аналитикам. «Утверждение о том, что роль ставки рефинансирования усилится после ее сближения со ставками (по свопам и однодневным кредитам. -- Ред.), не очень убедительно, -- говорит руководитель банковского направления РА «Интерфакс» Михаил Матовников. -- Рабочими все равно останутся эти ставки». «Возможно, в качестве следующего шага ЦБ привяжет к ставке ряд операций, которые он проводит с банками, -- предполагает начальник конъюнктурно-аналитического отдела Росбанка Валерий Петров, -- в первую очередь расчетные ставки валютного свопа». «Но в этом случае это уже будет не ставка рефинансирования», -- добавляет г-н Матовников. Впрочем, по его мнению, расчетная ставка по валютным свопам теоретически также могла быть инструментом денежно-кредитного регулирования: «Главное, чтобы что-то работало».
ВРЕЗ
По словам г-на Вьюгина, которого цитирует Интерфакс, при принятии этого решения Центробанк «исходил из того, что все основные процентные ставки на рынке существенно ниже 21%». «Скажем, десятилетние бумаги Минфина дают доходность к погашению меньше 13%, -- говорит он. -- А ожидаемый уровень инфляции в 2002 году -- 12%». «В этом смысле снижение ставки является продолжением политики ЦБ и Минфина по удешевлению денежных ресурсов», -- комментирует начальник конъюнктурно-аналитического отдела Росбанка Валерий Петров. По мнению Михаила Матовникова из РА «Интерфакс», решение Центробанка должно повлиять на кредитные ставки региональных банков и, возможно, на ставки по депозитам. «Некоторые банки любят использовать снижение ставки рефинансирования как предлог для снижения депозитных ставок, -- говорит он. -- Так может поступить Сбербанк, а за ним уже все остальные».
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ