|
|
N°28, 17 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Войны не будет. Еще месяц
Пацифисты и ООН сдерживают США
Объявление Ираку войны Соединенными Штатами Америки опять откладывается. В запасе у пацифистов, готовых своими телами остановить заведенную военную машину, появилась минимум неделя, а то и месяц -- до пятницы 14 марта. До этого «мирные люди всей Земли» могут провести не один антивоенный марш, а это фактор, игнорировать который теперь невозможно даже такой супердержаве, как США. Демонстрации в субботу были настолько впечатляющими, что даже верный союзник американцев премьер Великобритании Тони Блэр по сути впервые допустил возможность разоружения Ирака мирными средствами.
Подобного мир не видывал с 70-х, с американской операции во Вьетнаме. Вялый марш в Москве, организованный коммунистами, не идет ни в какое сравнение с карнавальным шествием в Лондоне, где самодовольные маски Буша и Блэра мелькали среди толпы, насчитывавшей от миллиона до двух миллионов человек. Английская информслужба Би-би-си признала, что это крупнейшая демонстрация в английской столице за всю историю. Против войны восстал даже американский кинематограф: в Голливуде собралось до 15 тысяч демонстрантов, не обошлось без стычки с полицией, двое арестованы. В Нью-Йорке митингующие, около полумиллиона человек, направились к штаб-квартире ООН, где накануне прошло одно из решающих заседаний Совбеза по Ираку.
Там в своем выступлении в пятницу, 14 февраля, глава МИДа Франции Доминик де Вильпен предложил провести еще одно такое же заседание Совбеза через месяц, то есть 14 марта. Министры иностранных дел пятнадцати государств -- членов Совбеза снова могли бы заслушать доклады Ханса Бликса (руководителя ЮНМОВИК -- группы инспекторов ООН по разоружению Ирака) и Мухаммада Аль-Барадеи (директора Международного агентства по атомной энергии -- МАГАТЭ). Если с инициативой Франции согласятся остальные, то Ирак снова выиграет время. Конечно, если американцы не наплюют на ООН и все эти пацифистские марши.
Желание наплевать у американцев имеется. Однако даже они не решаются, резко изменив миропорядок, закрыть глаза на существование такого института, как ООН. Создавать новый порядок во время войны -- задача сложная, и не факт, что она американцам по плечу.
Поэтому пока в пику французскому предложению Великобритания и США хотят скорее вытащить на рассмотрение Совбеза ООН совместный проект воинственной резолюции с ультимативным требованием к Саддаму «разоружиться, иначе...». Это поддержит, например, Испания, министр иностранных дел которой, Ана Паласио, в пятницу заявила: «Промедление -- свидетельство нашей слабости. Совбез потеряет кредит доверия». Но выступление строгой дамы не было встречено ни единым хлопком одобрения. Более того, еще прошлой осенью в знак протеста против политики своего правительства Багдад покинул глава испанского представительства Фернандо Вальдеррама, а вчера оттуда выехали остальные дипломаты, оставив вместо себя сторожа-иракца.
По уставу ООН, резолюция считается принятой, если за нее проголосуют девять членов Совбеза из пятнадцати и при этом ни один из пяти постоянных членов не применит право вето. Американцам, чтобы заручиться поддержкой большинства, придется изрядно попотеть или же выхолостить проект резолюции. Ведь большинство Совбеза, как показали пятничные выступления, выступает за продление инспекций в Ираке. Символично, что входящих в штаб-квартиру ООН встречают сегодня не только усиленные службы безопасности и натасканные на взрывчатку ухоженные собаки, но и старые антивоенные скульптуры. Одна из них прямо у входа. Это подарок Люксембурга -- пистолет с закрученным в виде кукиша дулом. Проходишь мимо и думаешь: вот он, ответ ООН планам войны в Персидском заливе.
Зато Совбез ООН встретил аплодисментами предложение французов дотянуть до 14 марта. Министр Доминик де Вильпен проявил тонкое чувство юмора, напомнив, что делает заявление от имени «очень старой страны, Франции». Этот намек на ехидные упреки американцев и англичан, что антивоенный Париж -- часть совсем уж одряхлевшей «старушки Европы», с которой можно и не считаться, развеселил собравшихся и стал прецедентом. Китайский министр Тан Цзясюань поддержал горькую шутку, заметив, что представляет «древнейшую цивилизацию». Радетели «нового миропорядка» не остались в долгу. Глава МИДа Великобритании Джек Стро вызвал гогот в зале заседания, когда произнес, чуть ли не пародируя француза: «Я тоже говорю от имени очень старой страны, которая... была образована французами в 1066 году».
Францию поддержала Россия, потому что сейчас, по словам Игоря Иванова, «нет никаких оснований для применения силы», а, наоборот, есть «существенный прогресс». Иракцы наконец согласились на наблюдение за своей территорией с американского самолета-разведчика У-2, французского «Миража» и российского Ан-30Б. Иракский парламент принял закон, запрещающий разработки оружия массового поражения. «Мы сделали все возможное, чтобы лишить США и Великобританию повода для войны», -- сказал газете «Время новостей» сразу после заседания Совбеза представитель Ирака в ООН г-н Мухаммад Аль-Дурри.
«Бликс и Барадеи в минувшую пятницу впервые четко объявили, что Ирак сотрудничает, и привели примеры. Они оба признали, что в нашей стране не найдено запрещенное оружие», -- добавил в интервью газете «Время новостей» представитель Ирака в ООН Мухаммад Аль-Дурри. В пятницу он выглядел довольным: ничего страшного не произошло, хотя кое-кто и ожидал, что это будет едва ли не последнее заседание Совбеза накануне объявления Ираку войны. Все зависело от отчетов Бликса и Барадеи. Советник президента Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс лично приезжала в штаб-квартиру в среду и о чем-то долго беседовала с Бликсом.
Но швед и египтянин не прогнулись под американским давлением. Их доклады не стали, конечно, подарком для иракцев. Но содержание отчетов нельзя истолковывать и как приглашение к войне. Выступления Бликса и Барадеи были, как подметила американская печать, «не белыми и не черными, а... серыми». Суть в том, что инспекции должны быть продолжены, так как иракцы не могут отчитаться за определенное количество исчезнувших компонентов химического и бактериологического оружия. Однако все не так плохо, чтобы развязывать войну.
У Барадеи, специализирующегося на ядерной проблематике, претензий к иракцам почти нет: международные инспекторы предлагали закрыть ядерное досье Ирака еще в 1998 году. Бликсу сложнее. Он занимается химией и биологией. Список его претензий Багдаду разложен на тридцать пунктов. Вот главная проблема: в военной ситуации 1991 года иракцы, как они утверждают, в одностороннем порядке и в отсутствие международных контролеров уничтожили некоторые запрещенные биологические компоненты. Но документальных подтверждений этому они сегодня предъявить не могут. «Возможно, они действительно это уничтожили. И теперь кусают локти, что сделали это без свидетелей», -- заметил газете «Время новостей» ооновский эксперт, пожелавший сохранить анонимность. «Мы действовали из лучших побуждений. Тогда мы решили, что лучше уничтожить это оружие. И мы сделали это. Теперь вот думаем, как подвести факт уничтожения под необходимый баланс. Но кто сомневается, тот пусть ищет», -- заявил газете «Время новостей» г-н Аль-Дурри.
Американцы не только сомневаются. В местных супермаркетах продается туалетная бумага с надписями «порви терроризм». Граждане США закупают таблетки от сибирской язвы и клейкую ленту, чтобы заклеивать ею окна в случае радиационной опасности. «Если в час «икс» у вас дома не будет питьевой воды, не беспокойтесь и не отправляйтесь на ее поиски, вам сбросят ее из вертолета», -- вещало американское телевидение 13 февраля вечером перед заседанием Совбеза по Ираку. Законопослушные, исполнительные и доверчивые (многие россияне подмечают, что американцы похожи сегодня на нас прежних, советских) покупают и воду, и ленту, но излучают уверенность. «Нет, второго 11 сентября у нас не случится. Наши спецслужбы теперь никогда такого не допустят», -- охотно отвечают прохожие на вопросы докучливых иностранных журналистов. Наверное, поэтому в минувшую пятницу телекомпания Си-эн-эн начала обзор новостей не с темы Ирака и посвященного ей заседания Совбеза и не с предупреждений об угрозе терактов, а с репортажа про праздник святого Валентина -- дня всех влюбленных. Массы все-таки хотят не войны. И не клейкой ленты. Массы хотят любви. И открыток с любовными признаниями.
Елена СУПОНИНА, Нью-Йорк--Москва