|
|
N°164, 10 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И каждый пошел своею дорогой
Правительство решило провести аудит МПС
Министр путей сообщения Николай Аксененко в который раз показал себя недюжинным бойцом. Фатальное для всех его начинаний с реформой МПС решение принял вчера кабинет министров: провести «аудит и анализ финансово-хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта». Это помимо вполне ожидаемых и объявленных целей вчерашнего заседания, которые премьер-министр Михаил Касьянов сформулировал как необходимость «понять, для чего мы это (реформу МПС. -- Ред.) делаем, как быстро и какие сферы будут реформированы прежде всего».
Казалось бы, столь сокрушительный удар должен был деморализовать главу МПС. Однако победителем после затянувшегося заседания правительства выглядел не министр экономразвития Герман Греф, который как раз и настаивал на аудите МПС, а Николай Аксененко. Он и общался с прессой побойчее, а кое-где даже и тонко грозил (вроде «решения по тарифам будут приниматься с учетом индекса цен промышленности, потребительских цен и инфляции»), вынуждая министра экономики выступать с уточнениями, облеченными, впрочем, в вежливые формулы типа «поддерживая предыдущего оратора...».
Единодушие, старательно изображаемое вчера двумя министрами: «огромная работа», «большая заслуга всех участников обсуждения», «консолидированное решение», «сближение позиций всех участников дискуссии», -- было не слишком убедительным. Согласно кивая, министры то и дело фактически полемизировали. Так, описывая предстоящие в ближайшие месяцы наиболее сложные для согласования моменты, Николай Аксененко указывал на «состав РАО РЖД», а Герман Греф -- на «финансовую модель». Говоря о тарифах, министр-путеец подчеркивал: регулированию из МПС до сих пор подлежали только тарифы по внешним перевозкам, доля которых в грузообороте -- не более 30%. А министр-экономист выражал удовлетворение тем, что вчера ликвидирован разрыв между внутренними и международными грузовыми тарифами (то есть тем, что у МПС изъято право регулировать международные тарифы).
Дело, вероятно, в том, что существенная победа министра экономики -- добился ведь аудита -- обставлена рядом столь сложных для выполнения поручений, что этот самый аудит почти теряет смысл. На подготовку технического задания аудиторам в соответствии с принятым вчера решением у Минэкономразвития «совместно с МПС и другими заинтересованными ведомствами» есть месяц. Но при этом не позднее 1 апреля в правительство должна быть сдана новая программа реформ МПС, которую напишет МПС «совместно с МЭРТ и другими заинтересованными ведомствами». Сроки подготовки программы и ее главный исполнитель таковы, что в обоснование и базовые положения новой программы втиснуть итоги аудита почти гарантированно не удастся.
Схожая история и с тарифами. Вчерашним решением кабинета через две недели должна быть создана правительственная межведомственная комиссия, которая займется регулированием железнодорожных тарифов. Министерство по антимонопольной политике (МАП) от этой процедуры, как и предполагалось, отстранено. Но при этом в ближайшей перспективе, еще до момента начала работы комиссии, -- неизбежное повышение тарифов. Уже вчера, по сообщению Интерфакса, Министерство по антимонопольной политике получило от МПС предложение о повышении с 1 декабря тарифов на пассажирские и грузовые перевозки внутри России на 20%.
То есть получается, что в ближайшие четыре месяца все будут заниматься своим делом. МЭРТ -- спешно искать аудитора. МПС -- писать новую программу реформ. Комиссия -- думать про тарифы. И все это -- до 1 апреля. А там уж посмеемся.
Елена ЗАГОРОДНЯЯ