|
|
N°27, 14 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
США надоело искать иракские иголки
Вашингтон требует от ООН разрешить войну против Саддама
Сегодня Ханс Бликс вновь отчитается перед Совбезом ООН о работе своих инспекторов в Ираке. Это заседание многие аналитики оценивают как решающую веху, от которой начнется обратный отсчет к началу американской вооруженной операции против Саддама Хусейна. О важности события говорит и присутствие в стенах ООН министров иностранных дел России, Франции, Китая, Германии и госсекретаря США Колина Пауэлла.
Согласно источникам в стенах ООН, в ранних редакциях нового доклада Бликса не было ничего радикально отличного от того документа, что уже был представлен Совбезу 27 января. На этот раз в докладе признается, что Багдад согласился на использование для нужд инспекций разведывательных самолетов U-2. Ирак также посулил предоставить дополнительные документы и возможность интервьюировать ученых и специалистов без присутствия саддамовских спецслужб. Правда, Ханс Бликс хотел бы «большего сотрудничества со стороны Ирака». Однако нужного США прямого заявления, что Багдад нарушает свои обязательства, в проекте доклада не было.
Дипломатичность шведа пришлась не по душе администрации Буша, рассчитывавшей на более жесткие формулировки, которые могли бы склонить на ее сторону колеблющихся членов Совбеза. Во вторник в ООН срочно и без лишнего шума отправилась президентский советник по вопросам нацбезопасности Кондолиза Райс -- она должна была напомнить Бликсу, чего именно от него ждут США. Встреча состоялась в миссии США при ООН. Райс, по некоторым сообщениям, внушала собеседнику, что Ирак не в ладах с прошлогодней резолюцией Совбеза, давшей Саддаму «последнюю возможность разоружиться», прежде чем скажутся «самые серьезные последствия для него». Теперь лишь окончательный текст доклада даст ответ, насколько Конди Райс преуспела в своей воспитательной миссии.
К кампании давления на ООН присоединился американский представитель США в этой организации Джон Негропонте. Он сосредоточился на том, что, согласно оценкам экспертов, характеристики иракских ракет «Самуд-2» и «Аль-Фата» значительно превысили разрешенную дальность в 150 километров. В прежнем докладе Бликса говорилось об испытаниях иракских ракет, но прямого указания на нарушение резолюции ООН в нем не было. Негропонте демонстративно выразил перед журналистами недоумение, почему такая констатация не делается. Ханс Бликс уклонился от комментариев по поводу заявлений американского посла и пообещал сказать все, что следует, в своем докладе.
Впрочем, «ракетный след» можно превратить из орудия критики Багдада в аргумент для его защиты. По мнению замглавы российского МИД Юрия Федотова, ситуацию с иракскими ракетами «необходимо рассматривать не как нарушение Ираком своих разоруженческих обязательств, а как пример того, что он сотрудничает с инспекторами, а сами инспекции являются эффективными». Российский дипломат добавил, что эти системы не являются запрещенными, более того, «иракцы декларировали превышение в представленном 7 декабря отчете об оружии массового уничтожения».
Тем временем в кулуарах ООН был распространен четырехстраничный документ с предложениями Франции по увеличению числа инспекторов в Ираке, направлению туда дополнительных международных таможенников (они должны следить, какие товары поступают в страну) и даже по учреждению нового разведывательного бюро с десятком экспертов для анализа аэрофотосъемок с U-2. Но США эти предложения не интересны -- им нужна предельно жесткая резолюция по Ираку, которая дала бы открытую санкцию на применение силы. На слушаниях в конгрессе Колин Пауэлл заявил, что Вашингтону нужно от Багдада «полное, активное и добросовестное сотрудничество». По мнению госсекретаря, в этом случае можно будет обойтись и меньшим числом инспекторов, «потому что не надо будет бегать с высунутым языком и искать иголки в стоге сена».
Ханс Бликс тоже выразил скептицизм в отношении французских инициатив, но и с Пауэллом он не согласился. По словам Бликса, решение о продолжении инспекции -- это, конечно, прерогатива Совбеза. Однако он посоветовал не забывать о том, что инспектора ООН вернулись в Ирак лишь два месяца назад после четырехлетнего перерыва, поэтому вряд ли было бы разумно отзывать их так быстро.
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон--Нью-Йорк