|
|
N°164, 10 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лебедь подхватил Чубайса
Энергометаллургическая корпорация: сейчас это модно
Красноярский губернатор Александр Лебедь теперь дружит с Анатолием Чубайсом, а оба они вместе больше не дружат с Олегом Дерипаской и Романом Абрамовичем.
О дружбе губернатора и главного энергетика стало известно еще в канун Дня примирения и согласия, когда в ходе визита главы РАО «ЕЭС» в Красноярский край выяснилось, что между двумя политиками больше нет противоречий.
А вчера стало окончательно ясно, против кого будут дружить новые союзники. Александр Лебедь с присущей ему армейской прямотой заявил, что он представляет здесь "всенародно избранную власть". "И выше этой власти в крае никого не будет. Если "Русский алюминий" не выполняет решения власти, то кому-то из края придется убраться -- либо мне, либо "Русскому алюминию", -- заявил г-н Лебедь. Понятно, что сам красноярский губернатор, во всяком случае до следующих выборов, никуда убираться не собирается.
Чуть раньше прозрели энергетики. Региональная энергетическая комиссия приняла решение о выводе КрАЗа из списка предприятий, получающих электроэнергию по льготному тарифу. Новые хозяева пожаловались в арбитраж, что неудивительно. По словам генерального директора "Красноярскэнерго" Михаила Кузичева, речь идет о миллионах долларов, которые алюминиевый завод ежегодно недоплачивает энергетикам. А энергетики могут еще напомнить о совсем недавнем деле. Когда они, местные власти и нынешние хозяева КрАЗа отбирали завод у Анатолия Быкова, они хотели признать предоставленные заводу в прошлом льготы недействительными и взыскать с владельцев "недоплаченные суммы" за все предыдущие годы -- чуть ли не со времен советской власти. Эта возможность была не последним аргументом из числа тех, что убедили компаньонов г-на Быкова отдать свои акции нынешним владельцам.
А главное, что борьба идет уже не столько за завод, сколько за идею. Идею создания энергометаллургической корпорации (ЭМК). На территории края есть все необходимые для этого составляющие -- Ачинский глиноземный комбинат и Красноярская ГЭС будут поставлять сырье и энергию, Красноярский алюминиевый завод -- производить металл, а металлургический -- выпускать полуфабрикаты. "Русский алюминий" намеревался включить в состав корпорации еще и металлургические и автомобильные предприятия.
Александра Лебедя энергометаллургической корпорацией соблазнил еще Анатолий Быков. Планы у него были, конечно, не такие грандиозные, как у «РусАла», но тоже вполне впечатляющие. Помимо ГЭС, КрАЗ и Ачинского глиноземного комбината он собирался включить в корпорацию угольные разрезы и уральские предприятия высокого передела. Что из этого вышло -- всем известно.
Опыт создания ЭМК имеется и у Анатолия Чубайса. Совсем свежий, с тем же Олегом Дерипаской. Тогда они намеревались объединить Саянский алюминиевый завод (СаАЗ) и Саяно-Шушенскую ГЭС. И объединили бы, если бы не оказалось, что в результате этой операции доходы СаАЗа резко возрастают, а Саяно-Шушенская как была в долгах, так в них и остается. И никакой обещанной модернизации. Неудача в Саянах стала для Анатолия Чубайса веской причиной, чтобы раздружиться с Олегом Дерипаской. И Александр Лебедь, наученный горьким опытом, реагировал молниеносно. Сразу же после того, как выяснилось, что с приходом "Русского алюминия" налоговые отчисления КрАЗа в краевой бюджет практически не выросли. Да к тому же новые менеджеры завода, точь-в-точь как старые, не хотели брать на работу людей г-на Лебедя, которые должны были за ними присматривать.
Парадокс в том, что, разочаровавшись в партнерах, Александр Лебедь и Анатолий Чубайс, с одной стороны, а Роман Абрамович и Олег Дерипаска -- с другой еще больше увлеклись идеей создания ЭМК.
Однако без дешевой электроэнергии владельцам «РусАла» корпорации не создать, а значит, им надо бороться с Чубайсом.
Но и новым партнерам -- Анатолию Чубайсу и Александру Лебедю -- для того, чтобы создать ЭМК, надо сначала отобрать у «РусАла» алюминиевый завод.
Так что борьба продолжается. Трудно сказать, кто в ней победит. Зато можно считать уже сложившейся традицией, что один победитель снова не захочет делиться с другим. И все начнется сначала.
Александр МАКАРОВ