|
|
N°27, 14 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вынужденная посадка
МАК приостанавливает эксплуатацию Ил-86
Российский лайнер Ил-86 официально признан небезопасным. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) -- орган, отвечающий в СНГ за авиационную безопасность, -- 12 февраля приостановил действие так называемого сертификата типа Ил-86 -- документа, разрешающего коммерческое использования этих самолетов. Тем не менее «86-й» еще полетает по меньшей мере до сегодняшнего дня. За самолет вступилась российская Государственная служба гражданской авиации (ГСГА).
Беспрецедентное решение «посадить» популярную на массовых туристических маршрутах модель самолета МАК принял в ходе расследования авиакатастрофы, случившейся 28 июля прошлого года. Взлетая из аэропорта Шереметьево-1, Ил-86 петербургского авиапредприятия «Пулково» взвился в небо почти отвесно, потерял скорость и рухнул на землю. Пассажиров на его борту не было, но экипаж погиб почти полностью, а сама машина сильно разрушилась. Это была первая катастрофа Ил-86 с начала коммерческой эксплуатации данного типа самолета в 1980 году. Ранее он считался одним из самых надежных созданий советской авиапромышленности.
В ходе расследования катастрофы МАК пришел к совершенно иным выводам, а именно: «Ил-86 небезопасен и не соответствует нормам летной годности». Заместитель председателя МАК Олег Ермолов рассказал вчера корреспонденту газеты «Время новостей», что 12 февраля в ГСГА и «Росавиакосмос» направлено решение комитета о приостановке на неопределенный срок действия сертификата типа самолета Ил-86. Эксперты обнаружили недоработки в конструкции лайнера. В частности, выяснилось, что нормам летной годности не соответствует система автоматического управления стабилизатором. По данным МАК, причиной прошлогодней катастрофы, возможно, стало именно самопроизвольное перекладывание стабилизатора в крайнее положение (12 градусов). При этом официальный акт о результатах расследования еще не подписан, а представитель ГСГА в экспертной комиссии Валерий Лучинин запротоколировал свое «особое мнение».
По словам начальника управления государственного надзора за безопасностью полетов ГСГА Владимира Рудакова, решение коллег из МАК оказалось для него и других руководителей госслужбы полной неожиданностью. При этом гг. Рудаков и Ермолов абсолютно по-разному трактуют содержание «особого мнения» Лучинина.
Г-н Ермолов объяснил корреспонденту газеты «Время новостей», что инициатором приостановления сертификата выступил именно представитель ГСГА. По словам Рудакова, его заместитель (г-н Лучинин по основной работе -- замначальника управления госнадзора) на такой шаг решиться не мог, а лишь сформулировал, какие меры надо в связи с катастрофой предпринять по части подготовки экипажей, эксплуатации и повышения надежности систем.
Г-н Рудаков сказал, что ГСГА не считает необходимым запрещать полеты Ил-86. При этом юридическая обоснованность позиции его службы выглядит довольно шаткой. Владимир Рудаков пояснил корреспонденту газеты «Время новостей», что выдача или отзыв сертификата типа (то есть базового документа летной годности) безусловно относится к компетенции МАК. А вот индивидуальные сертификаты на каждый конкретный самолет выдает именно ГСГА. И эти документы она собирается оставить в силе. «Нигде четко не прописано, -- отметил г-н Рудаков, -- что индивидуальные сертификаты следует отзывать, если отозван сертификат типа». «Хотя это и подразумевается», -- признался он.
Пока ГСГА имеет небольшую временную фору, так как предписание МАК получено в госслужбе по факсу, и в таком виде, как объяснил г-н Рудаков, документ не имеет юридической силы. Оригинал предписания в ГСГА еще не принят. Окончательная позиция госслужбы по щекотливой проблеме Ил-86 будет сформулирована сегодня на совещании у главы ГСГА Александра Нерадько с участием разработчиков самолета и авиакомпаний, которые его эксплуатируют. Но на всякий случай г-н Рудаков уже вчера разослала авиакомпаниям телеграмму, в которой без всяких комментариев от себя проинформировал их об отзыве сертификата Ил-86. «Таким образом, сейчас вопрос об эксплуатации самолета оставлен на усмотрение компаний», -- объяснил он газете «Время новостей».
Он также сказал, что жизненный цикл лайнера так или иначе подходит к концу. Серийный выпуск Ил-86 прекращен в 1994 году. Всего было построено 103 самолета, из которых сейчас в России еще эксплуатируется 41. Эти машины выработали свой ресурс на 60--70%, хотя полностью пригодны к дальнейшей эксплуатации, подчеркнул г-н Рудаков.
В крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот» проблема Ил-86 беспокойства не вызвала. Руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг сказала газете «Время новостей», что с прошлого года компания планомерно выводит постаревшие лайнеры из регулярной эксплуатации. Сейчас в ее парке четыре Ил-86, которые зимой используются в качестве запасных машин. Если их эксплуатация и будет запрещена, это, по мнению г-жи Данненберг, не повлияет на работу «Аэрофлота».
Александр РАСКИН, Михаил КУКУШКИН