|
|
N°27, 14 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экономика вертит Центробанком
Золотовалютные резервы Центробанка преодолели исторический рубеж в 50 млрд долл., ранее считавшийся более чем достаточным для проведения эффективной валютной политики. «В Россию идут инвестиции, поэтому резервы растут и будут расти в дальнейшем», -- прокомментировал вчера это событие первый зампред ЦБ Олег Вьюгин. По оценкам экономистов, к концу года резервы могут превысить 60 млрд долл., но другого выбора у Центробанка нет: рост резервов, как и укрепление реального курса рубля, в нынешнем году неизбежен.
Очередной рывок резервов на Неглинной связывают с резким притоком капитала в экономику: в январе была оплачена сделка по покупке «Славнефти» (на 1,9 млрд долл.), одновременно несколько ведущих компаний вышли на международный рынок заимствований и привлекли более миллиарда долларов. «Кроме того, на уровень резервов повлиял тот факт, что Минфин пока не производил больших выплат по внешнему долгу, -- говорит г-на Вьюгин. -- Крупные платежи -- более 2 млрд долл. -- предстоят в этом месяце, и они будут вычтены из резервов». По расчетам ЦБ, на их уровень это все равно не повлияет -- «до конца февраля резервы не снизятся точно». Между тем, как полагает аналитик ИК «Проспект» Александр Корчагин, выплаты по внешнему долгу покончат с лихорадкой на валютном рынке, вызванной высказываниями представителей ЦБ на тему денежно-кредитной политики (вчера средневзвешенный курс доллара на ММВБ расчетами tomorrow снова понизился -- с 31,6622 до 31,6477 руб. за доллар).
Г-н Вьюгин констатировал, что «приток капитала в экономику, видимо, увеличится (хотя бы благодаря покупке британской British Petroleum 50% акций в альянсе «ТНК»--«Сиданко») и резервы продолжат расти: они «генерируются экономикой, а не целевыми установками ЦБ или правительства». Руководство Банка России теперь старается не делать прогнозов по уровню золотовалютных резервов на конец года (ранее г-н Вьюгин говорил о 55 млрд долл.), но, как полагает главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков, резервы могут дорасти и до 60 млрд. И другого варианта у ЦБ, очевидно, нет. Российская экономика еще очень мала, в страну постоянно поступает экспортная валюта, «а золотовалютные резервы являются чуть ли не единственным инструментом» стерилизации денежной массы, говорит эксперт.
Комментарий г-на Вьюгина последовал сразу за заявлением руководства ЦБ о том, что Банк России, чтобы сдержать инфляцию, не намерен препятствовать росту реального курса рубля. Вчера первый зампред ЦБ подтвердил, что если позиции рубля будут укрепляться, регулятор «не будет лишать рынок свободы» (поддерживая доллар. -- Ред.): «Мы считаем допустимым уровень реального укрепления курса до 6%». По словам Вьюгина, «цель сдерживания инфляции имеет приоритет, но в то же время задача по этому показателю не амбициозна, 10--12%, и дает достаточно пространства для маневра».
Впрочем, как полагает г-н Гавриленков из «Тройки», руководство ЦБ напрасно делает такие заявления, поскольку «самостоятельно сдерживать инфляцию Банк России не может», зато слова чиновников все же вызывают панику на валютном рынке. «В таких экономиках, как российская, денежно-кредитная политика является вторичной по отношению к бюджетной, а на инфляцию больше влияет не Центробанк, а правительство, регулирующее тарифы», -- поясняет экономист.
Олег Вьюгин, комментируя последние колебания доллара, призвал рынок «спокойнее реагировать на такие ситуации». «Если внимательно прочитать «Основные направления денежно-кредитной политики», станет ясно, что ЦБ не предлагает ничего нового. Мы продолжаем придерживаться «управляемого плавающего курса» и при этом берем на себя обязательства не допускать резкого колебания курса. Что следует понимать под резким колебанием, Центробанк не уточняет.
Георгий ШТОЛЬЦ