|
|
N°27, 14 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полпред погорелого театра
Масхадов назначил еще одного представителя Чечни в Москве
Председатель исполкома Евразийской партии России Саламбек Маигов дал вчера первую пресс-конференцию в своем новом качестве -- полномочного представителя президента Ичкерии Аслана Масхадова в России. Г-н Маигов сообщил, что накануне получил сообщение о своем назначении от самого мятежного президента. Теперь он собирается вести от имени г-на Масхадова все контакты с российскими официальными лицами и делать все возможное для того, чтобы в Чечне установился мир.
Саламбек Маигов -- первый постоянный представитель Ичкерии в России после начала второй военной кампании в 1999 году. Его предшественник Майрбек Вачагаев был арестован в первые дни войны, офис представительства закрыли, а взамен вскоре открыли новый -- полпредство администрации Ахмада Кадырова при президенте России. Там, кстати, новое назначение признавать не собираются: «Кого может назначить Масхадов? Это генерал без армии, артист погорелого театра, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» заместитель полпреда Ваха Байбатыров. -- Если бандит назначил сомнительного человека своим представителем, это ничего не меняет».
Однако на самом деле назначение Саламбека Маигова значит гораздо больше, чем кажется представителям пророссийской администрации Чечни. 36-летний предприниматель Маигов -- представитель молодой элиты чеченской диаспоры, который поддерживает связи с сепаратистами и в то же время участвует в легальной российской политике. Г-н Маигов не является крайним сторонником независимости Чечни и не замечен в симпатиях к ваххабитам. Во всяком случае у российских правоохранительных органов претензий к нему нет. В октябре прошлого года он был одним из посредников в переговорах с террористами, захватившими Театральный центр на Дубровке. Правда, в Чечне Саламбек Маигов не пользуется популярностью -- слишком долго жил в Москве. На выборах президента Ичкерии 1997 года, выигранных Масхадовым, он набрал около 1% голосов. Но низкое рейтинговое место в данном случае является скорее «плюсом». Кем бы Россия ни считала Аслана Масхадова, для нее очень важно, что появился приемлемый кандидат в президенты Чечни, которого глава мятежников формально благословил, -- в республике по-прежнему много людей, сочувствующих сопротивлению, и ограничить их участие в политическом процессе значило бы поставить под угрозу сам этот процесс. Зато факт участия такого кандидата сделал бы президентские выборы в республике действительно всеобщими и не дал бы впоследствии поставить под сомнение легитимность голосования. Вчера г-н Маигов воздержался от комментариев по поводу своего участия в выборах, но его выступление выглядело именно как начало предвыборной кампании.
Голосуют все!
Федеральная миграционная служба МВД России в ближайшие дни отправит в Чечню еще три тысячи внутриперемещенных лиц, живущих сейчас на территории Ингушетии. По словам первого заместителя начальника ФМС Игоря Юнаша, на руках у службы имеются восемь тысяч заявлений от желающих вернуться. Но только в ингушских палаточных лагерях уже в четвертый раз зимует вдвое больше людей.
Далеко не у всех беженцев и жителей Чечни есть паспорта. А без главного документа они едва ли смогут голосовать на мартовском референдуме по конституции -- завершить паспортизацию Чечни МВД планирует только к концу года. Между тем, по мнению членов Комиссии по правам человека при президенте РФ, референдум будет иметь силу в том случае, если в нем примет участие как можно больше избирателей.
Глава комиссии Элла Памфилова считает, что предложенный проект конституции должен быть принят за основу, а в дальнейшем его можно будет доработать: «Очень важно, чтобы само по себе принятие конституции не дало возможности монополизировать власть в республике какой-то одной группе. Пусть в этих выборах участвуют все, включая и радикальную оппозицию».
Иван СУХОВ