|
|
N°27, 14 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Между Саброй и Шатилой
Бельгийская Фемида доберется и до Шарона, и до Арафата
Израильскому премьеру Ариэлю Шарону предъявят обвинения в геноциде, как только он покинет свой пост и лишится иммунитета. Так решил Верховный суд Бельгии на основании иска 23 палестинцев, уцелевших после массовой резни беженцев в лагерях Сабра и Шатила в Ливане в 1982 году. Шарону инкриминируется организация убийства примерно двух тысяч палестинских беженцев, а также гибель гражданских лиц в палестинских городах в 2002 году.
В 1982 году Шарон был министром обороны, а злодеяния в лагерях творила союзница Израиля -- ливанская христианская милиция. Проведенное тогда израильскими властями следствие нашло министра «косвенно причастным» к преступлению, после чего он ушел в отставку. Свою ответственность за гибель беженцев Шарон категорически отрицал и к суду в связи с трагедией Сабры и Шатилы не привлекался.
Ответ еврейского государства на бельгийский демарш не заставил себя ждать. Тель-Авив немедленно отозвал для консультаций своего посла в Брюсселе. Возмущенный президент Израиля Моше Кацав заявил королю Бельгии, что бельгийский суд не имеет права «подвергать сомнению высокие моральные и человеческие принципы, на которых строится и которыми руководствуется израильская армия». Глава израильского МИДа Биньямин Нетаньяху заявил, что «своими действиями Бельгия оскорбила не только Израиль, но и весь мир, борющийся с международным терроризмом».
Почти все израильские политики, включая противников премьера, подвергли брюссельский вердикт резкой критике. По мнению местных СМИ, бельгийцы помогли Шарону, вызвав к нему симпатии даже давних недоброжелателей. Теперь ему станет легче сформировать правительство, особенно если Шарон решится на возобновление диалога с администрацией Ясира Арафата.
Уголовное дело против израильского премьера возбудили на основании закона 1993 года, позволяющего бельгийским судебным властям преследовать лиц, обвиняемых в преступлениях против человечности, вне зависимости от места их совершения и гражданства ответчиков. Суды Бельгии уже заводили дела на кубинца Фиделя Кастро и иракца Саддама Хусейна и даже на палестинского лидера Арафата. Его, как и Шарона, обвинили в геноциде. Позднее все эти дела были закрыты «за отсутствием доказательств».
Александр САМОХОТКИН