|
|
N°27, 14 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«И евро, и доллар себя еще покажут»
Старший вице-президент Альфа-банка, управляющий Санкт-Петербургским филиалом Виталий РЯБОВ считает, что «евросумасшествие» не будет продолжаться долго, а главное событие начавшегося года для российских банков -- прогнозируемое получение страной рейтинга инвестиционного уровня.
-- Как вы оцениваете происходящие сейчас события на валютном рынке? Что делать обывателю в ситуации, когда евро настойчиво растет, доллар не падает, а рубль незаметно, но постоянно инфлирует?
-- Рубль до сих пор остается своего рода денежным суррогатом, и задача Центрального банка укреплять его имидж всеми возможными законными способами. Что же до царящего сейчас «евросумасшествия», то оно не сможет продолжаться бесконечно. Евро -- интегральная денежная единица. В ЕС входят такие неоднозначные в смысле экономической стабильности страны, как Португалия, Италия и Греция. Да и оплот экономической евростабильности, Германия, в последнее время совсем не радует своей «температурой». Ее если и не лихорадит, то определенно сильно знобит. Поэтому и евро, и доллар себя еще покажут -- правда, каждый по-своему.
И еще: надо постоянно помнить, что в финансах ничто не происходит «навсегда». Ситуация меняется постоянно -- правда, всегда с разной скоростью.
-- Правительство и парламент сейчас если не «навсегда», то уж точно надолго готовят законодательную базу для банковского сектора. Как изменится ситуация на рынке с принятием законов о страховании банковских вкладов и о валютном регулировании?
-- Первый законопроект -- это очередной шаг из череды многих, который делает нашу экономическую жизнь более цивилизованной. Практически ни один российский банк, ни один правительственный орган, ни один экономист не возражает против того, чтобы этот закон был.
Относительно валютного регулирования все пока не так «единогласно». Упрощая спектр высказываний, можно констатировать наличие двух точек зрения. Одна из них принадлежит Сергею Глазьеву: еще больше завинтить все гайки. Другая, по радикальной либерализации, принадлежит Кахе Бендукидзе. Моя точка зрения -- более либеральный закон о валютном регулировании нам нужен, а истина, как часто бывает в таких случаях, лежит где-то посередине между крайними точками зрения.
Как пример можно привести Францию, которая основные меры по валютному контролю сохраняла до середины 70-х годов. А последние ограничения по выводу валюты из страны в налоговые "гавани" -- Люксембург, Швейцарию, Бельгию -- были отменены только в 1989 году. Применительно к нашей стране должен быть продолжительный переходный период, 10--12 лет. Однако основные изменения, как на этом и настаивают «реформаторы», есть смысл начать сейчас и завершить их в три-четыре ближайших года. Очень хорошо, что в последнее время у нас нет острых приступов безоглядного реформаторства.
-- Вернемся к страхованию вкладов. Многие все-таки считают, что создание этой системы станет шоком для банков.
-- Ко многим банкам пришло осознание того, что чем менее монополизирован рынок банковских услуг, тем в конечном итоге он совершеннее. Проще говоря, чем больше банков, тем лучше. Для многих моих коллег (и конкурентов) по бизнесу этот рыночный постулат стал просто откровением, новым взглядом на жизнь и на цели собственного бизнеса. И мы это расцениваем как индикатор растущей цивилизованности -- и бизнеса, и жизни в целом. Представить себе такое еще несколько лет назад? Да это в принципе было невозможно!
-- Тем не менее топ-менеджеры Альфа-банка не раз заявляли, что поддерживают идею «прореживания» банков, когда в силу искусственно созданных обстоятельств мелкие будут поглощены более крупными финансовыми институтами...
-- Никакого противоречия здесь нет. Сейчас на рынке находится огромное количество организаций, которые номинально называются банками. На вывеске указано «банк». И на бланках этой организации, и на печати -- везде слово «банк». Но при этом она не является и никогда не являлась банком по своей сути. Как правило, такие «банки» заняты только специфическими операциями. То, что государство решило их «прореживать», -- это нормально. Банковской системе от этого только польза.
-- Какие, на ваш взгляд, сегменты банковского рынка сейчас будут развиваться самыми быстрыми темпами?
-- На этот вопрос мне ответить очень просто. Та стратегия, которая избрана Альфа-банком для своего развития, кажется мне наиболее здравой и оправданной. Это прежде всего работа с частными клиентами и малым бизнесом -- их роль и значение будут постоянно увеличиваться. Альфа-банк инвестировал несколько десятков миллионов долларов в совершенно новый проект «Альфа Банк Экспресс», полностью ориентированный на работу с розницей. Новая идеология банковского обслуживания, изменение всех бизнес-процессов при работе с клиентом, офисы нового формата -- все это у нас теперь есть. Обслуживание клиентов банка будет максимально убыстрено, станут доступными несколько уникальных сервисов. Например, создается система выдачи настоящих непредоплаченных кредитных карт (а не дебетовых, которые в силу внешнего сходства называют кредитными). По ним действительно можно будет покупать товары и услуги в кредит. Клиенту необязательно будет даже посещать банк -- он сможет работать со своим счетом, используя Интернет, телефонную связь. Уже сейчас мы предлагаем корпоративным и частным клиентам 15--17 банковских продуктов самого высокого уровня, в то время как наши ближайшие конкуренты -- 4--6. С запуском «Альфа Банк Экспресс» спектр наших предложений клиентам станет еще обширнее. По сути, речь идет о новом банковском стандарте, о банке XXI века. В апреле этого года в Москве откроется порядка 14 новых розничных офисов Альфа-банка, чуть позже подобные офисы начнут открываться во всех городах, где есть наши филиалы. В Петербурге мы начнем продвигать новый бренд «Альфа Банк Экспресс» уже в конце этого года.
-- Ваш прогноз: что станет главным событием для российской банковской жизни в ближайшее время?
-- То, что в 2004 году Россия получит международный инвестиционный рейтинг. После этого западные финансовые институты усилят свою работу с российскими предприятиями, имеющими адекватный менеджмент, построенный по западному образцу. В принципе, мы уже сейчас готовы к работе в конкурентных условиях с новыми игроками на нашем рынке банковских услуг. Мы давно ввели международные стандарты финансовой отчетности для банков, улучшаем свою систему электронного документооборота. В общем, готовимся к адекватному конкурентному поведению в окружении капиталистических «акул».
-- С какими результатами вы закончили 2002 год?
-- Если говорить о филиале, то к началу 2003 года валюта баланса превысила 8,3 млрд рублей, кредитный портфель достиг 140 млн долларов. За год филиалом было предоставлено непокрытых гарантий и аккредитивов на общую сумму около 30 млн долларов. Привлеченные средства клиентов возросли с начала 2002 года почти на 50% и на сегодняшний день составляют около 4 млрд рублей. Но главное -- мы строим правильный банк в международном смысле. Я бы даже сказал, мы дожили до того счастливого дня, когда наши успехи стали путеводной звездой для коллег по бизнесу. Вот, например, МДМ-банк. Он практически во всем копирует наши принципы и приемы работы. Мы знаем об этом и считаем, что это замечательно.
Виталий РЯБОВ, старший вице-президент Альфа-банка, управляющий Санкт-Петербургским филиалом