|
|
N°26, 13 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Интернациональная отчетность
Крупнейшие аудиторы мира -- компании «большой четверки» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche Thomatsu, Ernst&Young, KPMG), а также BDO Seidman и Grant Thornton, -- пришли к выводу о том, что большинство стран, в которых действуют их подразделения, готовы отказаться от национальных стандартов финансовой отчетности в пользу международных (МСФО). Как отмечается в докладе «Конвергенция GAAP 2002», опубликованном вчера, «политику сближения с международными стандартами официально провозгласили более 70% из 59 государств -- участников исследования». Аудиторы рекомендуют этим странам ориентироваться на опыт Австралии, Дании, Сингапура и ЮАР. Россия, которая должна перейти на МСФО одной из первых в мире, в докладе почти не упоминается.
По словам партнера PricewaterhouseCoopers Леонида Шнейдмана, по итогам 2002 года эксперты «выявили значительный прогресс в формировании единого мирового языка финансовой отчетности». Из 59 государств, участвовавших в исследовании (страны Северной Америки, Западной Европы и наиболее развитые государства других частей света), международные стандарты не воспринимают только Япония, Саудовская Аравия и Исландия. Остальные либо намерены начать переход на МСФО в 2005--2007 годах (54 страны), либо уже законодательно закрепили международные стандарты (Кения и Кипр). «В большинстве случаев адаптация к единым стандартам начнется с компаний, акции которых котируются на бирже», -- отмечается в докладе.
В числе наиболее значимых препятствий для сближения стандартов эксперты аудиторских фирм отмечают неоднозначное отношение многих стран к тем разделам МСФО, которые базируются на принципе учета активов по их справедливой стоимости (в частности, к стандарту «Признание и оценка финансовых инструментов»), а также «сложную природу некоторых стандартов». Это означает, что МСФО требуют весьма подробного раскрытия информации, что доступно далеко не всем компаниям: средние и мелкие фирмы часто не имеют ресурсов для составления объемной отчетности. Многие государства, в том числе Германия, Франция и Италия, испытывают трудности при совмещении международных стандартов с национальным налоговым законодательством. Среди проблем, стоящих в том числе перед Россией, эксперты упоминают «недостаточное развитие рынка капитала» и «сложности перевода МСФО на национальный язык».
Для скорейшего внедрения международных стандартов аудиторы призывают финансовые власти всех государств -- участников исследования «разработать официальную стратегию конвергенции (т.е. сближения. -- Ред.) стандартов, которая бы включала несколько этапов». «В разработке такого плана может помочь изучение опыта таких стран, как Австралия, Дания, Сингапур и ЮАР. Их пример показывает, что большинству государств, устраняющих различия между национальными стандартами и МСФО, необходим переходный период или время для адаптации компаний к новым принципам учета», -- говорится в докладе. К слову, именно по такому пути пошла Россия -- недавно правительство утвердило план мероприятий по поэтапному переходу экономики на МСФО (с 2004 года, т.е. на год раньше, чем Дания или Австралия), однако «российская модель» не упоминается «большой четверкой» в качестве оптимальной. Источник газеты «Время новостей» в ЦБ (напомним, что на Неглинной гордятся работой по переходу на международные стандарты) поясняет: «Специфика России заключается в том, что различий между МСФО и российскими стандартами учета намного больше, чем между стандартами европейских стран. Нам переходить на МСФО несколько труднее, поэтому процесс занимает больше времени».
Георгий ШТОЛЬЦ