|
|
N°26, 13 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Амбиции мамы реализованы
Мартина Хингис оставила большой теннис
Бывшая первая ракетка мира Мартина Хингис решила покинуть теннис из-за давно мучившей ее травмы лодыжек. «Я не вернусь, по крайней мере сейчас», -- заявила она. Теперь можно точно сказать, что WTA-тур потерял свою самую талантливую представительницу. Игра Мартины считается эталонной. О ней всегда будут вспоминать как о гениальной теннисистке, превратившей игру в искусство. К тому же 18 млн долларов, заработанных на корте, не могут не внушать уважения. Больше призовых получили только Штеффи Граф (21,9 млн) и Мартина Навратилова (20,5), но их карьеры длились несоизмеримо дольше.
Это теперь кажется, что успех спортивной карьеры Мартины был предопределен. Но от природы ей достались лишь немалые способности, а главное сделали труд и ее мама Мелани, которая свою теннисную карьеру провела в Чехословакии. Правда, прославиться Хингис-старшая не смогла и решила тренировать свою дочь. Уже в два года Мартина получила в подарок ракетку. К тому же Мелани, беззастенчиво намекнув судьбе, назвала ребенка в честь знаменитой Мартины Навратиловой. В четыре года Мартина делала за тренировку 400 ударов по мячу, в пять -- работала по 3--4 часа в день, а в 16 лет и 3 месяца стала самой молодой чемпионкой Открытого первенства Австралии. Мама находилась рядом с Хингис всю ее карьеру. Личный тренер, финансовый директор, а еще и строгий родитель -- такой прессинг выдержит не каждый. Попытка дочери взбунтоваться и стать самостоятельной не удалась. За отказом от родственной помощи последовали проблемы, и через несколько месяцев все вернулось в привычную колею.
Соперницы всегда поражались ее главному таланту -- удивительному чувству мяча. Мартина всегда знала, куда он полетит, где его лучше встретить. Она никогда не отличалась особой физической силой, ее подача не поражала скоростью, и все равно она выигрывала. Это обезоруживало. Наблюдать за бесконечными победами было не скучно. Разыгрывая очередную идеальную комбинацию, Хингис улыбалась: разве это так трудно? Мартина воспринимала достижения как должное, в лучшие годы она выигрывала у всех почти без напряжения. С удивлением Хингис восприняла свой проигрыш Штеффи Граф на кортах Открытого чемпионата Франции в 1999 году. Тогда, уже победительница всех турниров «Большого шлема», кроме французского, она не думала о неудаче. Случившееся Мартина переживала открыто: плакала, швыряла ракетку, не стесняясь зрителей. Она даже хотела отказаться от продолжения матча. Еще никто не обыгрывал ее тактически. Впоследствии ни одна из соперниц не побеждала ее таким образом -- другие могли противопоставить ей только силу.
И самый запоминающийся финал в жизни Хингис -- матч против Дженнифер Каприати на Открытом чемпионате Австралии в прошлом году стал примером подобной игры. В решающий день стояла страшная жара. Устроители турнира, следуя регламенту, не закрыли крышу стадиона, ведь солнце, как специально, грело на два градуса ниже критической отметки. На раскалившейся поверхности корта было далеко за сорок. Первый сет остался за Мартиной, не было проблем и во втором, пока счет не стал 4:0 в ее пользу. И тут просто кончились силы. Мартина с трудом доходила до стула и обратно, подача была просто пинком мяча на противоположную сторону. Бегать за ударами Каприати она уже не могла. Так Хингис проиграла свой последний финал турнира «Большого шлема».
В женском теннисе неумолимо увеличивается роль физической мощи, а не тактического и технического умения. С Хингис уйдет эпоха умных и элегантных теннисисток и окончательно наступит эра теннисисток-атлетов. Символично, что, побеждая более мощных соперниц, Хингис не выдержала именно физических нагрузок. Проблемы с лодыжками мучили ее с 1998 года, а за 2001 год ей пришлось пережить две операции. Кратковременное возвращение -- и вот решение об уходе из спорта.
Парадокс, но Хингис здорова. Она может кататься на лошади, заниматься спортом, даже играть в теннис. Боли начинаются только во время запредельных нагрузок профессионального матча, и это оставляет шанс для возвращения. Однако, по словам Мартины, ясно, что она больше не хочет играть. По крайней мере для начала швейцарка твердо намерена разобраться с фирмой, в чьей обуви играла все эти годы по контракту. Именно в недостатках кроссовок Хингис видит причины своих травм и намерена взыскать через суд несколько десятков миллионов долларов. А пока она углубленно изучает английский в школе AKAD, расположенной в Цюрихе, и собирается заниматься маркетингом. Убеждает поклонников, что ее жизнь прекрасна. Четырех лет, когда она была первой ракеткой, и пяти выигранных турниров «Большого шлема» вполне достаточно. Сразу вспоминается, как в одном из своих интервью Хингис обмолвилась: «Моими амбициями были амбиции моей мамы». Может, здесь кроется ответ.
Илья ЗАХАРОВ