|
|
N°26, 13 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проблемы труда и капитала
Правительство поможет безработным и поделит доходы с регионами
Сегодня кабинет министров рассмотрит основные направления государственной политики на рынке труда. Правда, в докладе, который представлен в правительство Минтрудом, прогнозная и аналитическая части преобладают над обозначением собственно задач политики. Минтруд констатирует рост официально зарегистрированных безработных в 2002 году на 200 тысяч человек. Общая численность неработающих составила 1,3 млн человек. По оценкам Международной организации труда, число безработных в России значительно выше и равно 5,1 млн. Минтруд отмечает, что к 2005 году рост продолжится. И если исходить из того сценария развития экономики, который предполагает, что за три ближайших года ВВП увеличится на 17,3%, то безработных в стране может стать 6 млн человек. Если отправной точкой считать оптимистичный сценарий -- то есть тот, где рост ВВП -- 21%, то безработица прогнозируется на уровне 5,8 млн. Основными отраслями промышленности, откуда следует ожидать основного оттока рабочей силы, называются МПС (238 тысяч человек), металлургия (150 тысяч), энергетика (только реструктуризация РАО «ЕЭС» высвободит 61 тысячу человек). Хотя, по замечанию Минтруда, есть отрасли, в которых отмечен значительный рост занятости, -- это сфера обслуживания, финансов, здравоохранение, физкультура. Среди негативных тенденций на рынке труда отмечен значительный рост нелегальной трудовой миграции. Задачи Минтруд определил достаточно традиционно: обучать население, аттестовывать работников. Новых предложений оказалось немного: введение принципа страхования пособий по безработице, дифференциация выплат пособий в зависимости от стажа, квалификации и т.п.
Сегодня правительство также рассмотрит вопрос о разграничении доходных и расходных полномочий между бюджетами разных уровней. Минфин в докладной записке признается, что «финансовая система страны отличается высокой степенью децентрализации финансовых ресурсов». Правда, тут же приводит довольно примечательную статистику: доля федерального бюджета в налоговых доходах последние три года значительно превышала 50%. В 2001 году она составляла 61,6%, в 2002-м -- 59,2%, в 2003-м -- 56,5%. Хотя снижение федеральной доли наметилось, все же централизация ресурсов имеет место быть. Минфин констатирует, что 80% территориальных доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов.
Чтобы сделать систему налоговых сборов прозрачной на всех бюджетных уровнях, Минфин предлагает внести изменения в Бюджетный кодекс. А именно: утвердить в нем перечень налоговых доходов и единый норматив отчислений от них. Финансисты считают, что наиболее эффективными для бюджетов не федерального уровня станут налоги на доходы физических лиц, на имущество, на совокупный доход и земельный. В частности, сборы от налога на доходы физических лиц поступят в местные бюджеты -- 62,3%, в бюджеты субъектов -- 37,7%. Налог на имущество полностью отдан местным бюджетам. И если с 1 января 2004 года этот налог будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости недвижимости, то властям в глубинке, видимо, придется всерьез заниматься финансами -- они у них наконец появятся. Земельный налог: 66,2% достанется местным бюджетам, а 33,8% -- региональным. Опять же при переходе на оценку по рыночной стоимости земельных участков сборы от него могут составить кругленькую сумму. За центром на 100% традиционно остаются НДС, подоходный налог, акцизы на табачные изделия, на природный газ, таможенные пошлины, налог на использование названия «Россия»...
Вера КУЗНЕЦОВА