|
|
N°26, 13 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приметы существования
Второй фестиваль «Триумф джаза» доказал, что джазовая аудитория в России скорее есть, чем нет
В прошлом году этот фестиваль, организованный фондом «Триумф», получился настолько масштабным, разнообразным по составу участников, громким по общественному резонансу, и при этом идеально проведенным, что в продолжение этого джаз-пиршества в каком-либо обозримом будущем уже как-то и не верилось. Прошло такое грандиозное событие, ну написал о нем американский Downbeat, ну сошлась критика на том, что «некоторые наши музыканты стоят в одном ряду с американскими», -- и ладно. Хорошенького понемножку. Но в этом году «Триумф» решено было повторить. Афиша, конечно, уже не пестрела таким количеством громких имен, как в прошлом году, но список оказался достойным: вокальная группа Take 6, клавишник Джой Де Франческо, настоящий американец Валерий Пономарев (трубач, много лет работавший с Jazz Messengers Арта Блейки), а также Лариса Долина, Сергей Жилин (с оркестром «Фонограф», что играет в мюзикле «Чикаго») и Игорь Бутман. Его, Бутмана, можно тоже числить по разряду международных звезд, так как артист недавно заимел контракт с российским отделением компании Universal Music (для лейбла беспроигрышный вариант, так как люди по-прежнему любят биг-бенды и свинг, а хороших оркестров, подобных бутмановскому, в мире раз-два и обчелся). Народ валил в «Россию» валом, зал был заполнен до отказа, а на входе спрашивали лишний билетик (совсем недешевый). Для совсем VIP-людей отдельные номера фестивальный программы были повторены на следующий день в престижном «Ле Клубе», куда пускали только в смокингах.
Фестивальную программу разбили на два отделения. В первом выступил Валерий Пономарев с оркестром Игоря Бутмана. Их часть завершилась убедительным дуэтом -- Пономарева и трубача бутмановского оркестра Виталия Головнева, человека молодого, но отличного мастера. Они исполнили драйвовую хард-боповую перекличку. После этого на сцене оказался Игорь Бутман со своим квартетом (который также часть бутмановского оркестра-трансформера) и... балет. В смысле -- танцовщицы. Две. Они как-то там красиво двигались (про особенности танцевальных па пусть рассуждают коллеги, пишущие о соответствующей тематике), но с музыкой все это contemporary-лебединоеозеро не вязалось совершенно. А Бутман все равно совершенный саксофонист.
В первое отделение кто-то догадался поставить Take 6 -- спасибо, что хоть последними, а не первыми, а то и аппарат на них отстраивать пришлось бы. Take 6 -- живые легенды, классики вокального жанра, самая главная группа «голосового» жанра, акапельного джаза. Любую вокальную группу «без инструментов», будь то хоть Manhattan Transfer, хоть New York Voices, хоть какой-нибудь «Вокал Бенд», все и всегда сравнивают именно с Take 6. Почему, стало понятно после первых же вокальных пассажей «шестерки»: их запредельное по мастерству и эмоциональности выступление (с точной и остроумной имитацией «настоящих» инструментов, вплоть до медных тарелок) априори затмило всех остальных участников фестиваля. Уже не говорю о подаче: музыканты секстета тепло общались с залом, сделав из зрителей участников -- разговаривали, заставляли петь, держать ритм, хлопая в ладоши...
Второе отделение задалось хуже, хотя люди там выступали тоже хорошие. Тридцатидвухлетний Джой Де Франческо уже успел приехать к нам в страну (в тогдашний Ленинград) один раз, с гитаристом Джоном Маклафлином. Вообще он много с кем работал из джазовой элиты и сам считается достойным продолжателем дела органистов 50--60-х -- Джимми Смита, Джона Паттона и других. Начал выступление с гармонически сложной композиции, к которой зал, «раскачанный» биг-бендами (типа джаз-рокового Жилина) и джазовыми шлягерами, был совершенно не готов. Вторым номером пошла расслабленная импровизация на тему хорошо известного стандарта Mack The Knife. Это оказалось ближе (да и музыкант играл ее с видимым удовольствием и оттягом), но выступление Де Франческо завершилось как-то слишком рано (еще раз органист вышел на сцену, чтобы подыграть Ларисе Долиной на джеме). Кстати, Де Франческо представляет такое крыло современной импровизационной музыки, которое у нас в качестве джаза воспринимается не всеми. Хотя импровизационная музыка с основой на ритме, с превалирующим звучанием булькающего и сопящего «Хаммонд-орган» -- модная тема. Об этом говорит растущая популярность так называемых джем-бендов, групп-импровизаторов. Это движение началось с подзабытых ныне рокеров Blues Traveller и Spin Doctors, а сейчас продолжается, например, рэп-джазистами Soulive или совсем уж прославленным трио Medeski, Martin and Wood. На самом деле все вышеописанные недочеты -- временное явление. Просто у нас никто никогда масштабно не «разрабатывал» широкую джазовую аудиторию. А она есть. И «Триумф» это доказал.
Виталий ШМЕРЛИНГ, Александр БЕЛЯЕВ