|
|
N°25, 12 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
МАГАТЭ обсуждает корейский и иранский атом
Сегодня в Вене совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) обсудит кризис, вызванный возобновлением Северной Кореей своей ядерной программы. Глава МАГАТЭ Мухаммад Аль-Барадеи считает, что «исчерпал возможности» убедить Пхеньян отказаться от разработок и вернуться в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Не исключается передача проблемы в Совбез ООН. В пользу такой меры высказываются США -- Россия считает ее контрпродуктивной. В КНДР заявляют, что МАГАТЭ «превратилось в политическое оружие американцев», а потому «не имеет права обсуждать «вопрос» страны, которая не является его членом и вышла из ДНЯО».
Госсекретарь США Колин Пауэлл на днях допустил возможность урегулирования кризиса путем многосторонних переговоров заинтересованных стран, включая Россию. Москва поддерживает Пхеньян, настаивающий на прямом диалоге с Вашингтоном как единственном способе решения проблемы. За то, чтобы «усадить за стол переговоров двух непримиримых противников -- США и КНДР», высказались находившийся вчера в Сеуле Верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана и южнокорейский президент Ким Дэ Чжун. При этом Ким подчеркнул, что не верит в наличие у Пхеньяна ядерного оружия, несмотря на заверения Штатов о вероятности обладания КНДР одной-двумя атомными боеголовками.
Вчера же ООН и Евросоюз призвали Тегеран подписать с МАГАТЭ дополнительный протокол об инспекциях ядерных программ, чтобы убедить сомневающихся (в первую очередь США. -- Ред.) в мирных намерениях Ирана. Демарш вызван недавним заявлением иранского президента Мохаммада Хатами о том, что в стране обнаружено месторождение урана и Тегеран намерен создать полный цикл переработки ядерного топлива. «Это не стало для нас сюрпризом, -- отметила представительница МАГАТЭ Мелисса Флеминг. -- Иран еще в сентябре официально заявил нам о далеко идущих планах по созданию ядерной программы, предусматривающей полный цикл производства топлива».
По мнению же российского замминистра по атомной энергии Валерия Говорухина, Иран в настоящее время не имеет возможностей создания такого цикла. «Урановые месторождения в Иране, -- отметил г-н Говорухин, -- обнаружены уже давно, и вопрос об оказании содействия со стороны России в их разработке поднимается иранской стороной на каждой официальной двусторонней встрече». Иранской стороне, подчеркнул замминистра, «неоднократно заявлялось, что сотрудничество России и Ирана в области атомной энергетики ограничивается только строительством одного энергоблока на АЭС в Бушере, поставками ядерного топлива на весь период эксплуатации этого блока, возвратом и переработкой отработанного топлива в России».
Александр САМОХОТКИН