|
|
N°25, 12 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Переход к регулярности
«Волга-Днепр» перестраивается
Тревожные для отечественной авиации прогнозы высказал вчера гендиректор группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин. «Банкротство как авиапромышленности, так и гражданской авиации -- реальная перспектива ближайшего будущего», -- заявил г-н Исайкин, который и раньше был известен скептическим взглядом на конкурентоспособность унаследованного Россией от Советского Союза авиатранспортного комплекса.
В состав группы «Волга-Днепр» входит одноименная грузовая авиакомпания, специализирующаяся на перевозке сверхтяжелых и сверхгабаритных грузов самолетами Ан-124 «Руслан». В этой нише бизнеса «Волга-Днепр» -- один из двух мировых лидеров (по итогам 2002 года на основных мировых рынках компания получила 50% заказов такого рода, 40% пришлось на «Авиалинии Антонова» -- дочернее предприятие разработавшего Ан-124 киевского КБ, остальные 10% распределились между двумя более мелкими российскими авиакомпаниями). Тем не менее вчера г-н Исайкин объявил, что группа взяла стратегический курс на развитие регулярных авиаперевозок обычных грузов.
Обслуживание регулярных маршрутов предъявляет к авиаперевозчику совсем иные требования, чем разовые уникальные операции. Те конструктивные и эксплуатационные особенности Ан-124, которые обеспечивают группе «Волга-Днепр» конкурентные преимущества на нынешнем рынке, на регулярных линиях оборачиваются скорее недостатками.
Алексей Исайкин заявил, что для выхода на этот новый рынок группа к сентябрю 2003 года создаст новую компанию, арендует два грузовых самолета Boeing-747 и введет в действие свой первый регулярный маршрут Китай -- Западная Европа.
Необходимость переключения на регулярные перевозки г-н Исайкин проиллюстрировал статистическими данными об объемах соответствующих рынков: стоимость услуг по перевозу генерального (обычного) груза в мире оценивается в 50 млрд долл. в год, а рынок уникальных сверхгабаритных грузов в 2002 году составил «всего» 342 млн долл. На долю «Волги-Днепра» из этой суммы пришлось 184 млн долл., что, по словам г-на Исайкина, означает увеличение выручки вдвое по сравнению с 2001 годом и увеличение рыночной доли группы компаний на 3%.
Глава «Волги-Днепра» заявил, что в долгосрочной перспективе не намерен отказываться от специфического рынка, обслуживаемого «Русланом», и собирается развивать его параллельно с будущими регулярными операциями. Г-н Исайкин даже сказал, что рассматривает возможность сформировать консорциум для возобновления производства Ан-124 на ульяновском заводе «Авиастар» (все ныне летающие машины этой марки полностью или частично были собраны еще до распада СССР). Г-н Исайкин, впрочем, оговорился, что партнеры, необходимые для реализации этого масштабного замысла, еще не найдены.
Глава «Волги-Днепра» дал вчера несколько типичных для него резких оценок состоянию дел в отрасли. В частности, по его мнению, ни одно из российских конструкторских бюро не способно создать коммерчески успешный гражданский самолет. И ни одна из российских авиакомпаний (кроме его собственной) не имеет кадровых ресурсов, способных обеспечить выход на международный рынок регулярных грузовых перевозок.
Михаил КУКУШКИН