|
|
N°25, 12 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ни шагу вперед!»
Лукашенко защитит белорусов от правительства
«Этот год станет годом защиты нашего населения, в том числе от родного правительства», -- пообещал вчера Александр Лукашенко, речь которого на отчете правительства по итогам 2002 года изобиловала обещаниями улучшений в социальной сфере. Президент Белоруссии потребовал от правительства остановить рост жилищно-коммунальных, транспортных тарифов для населения, а также пересмотреть объем платных услуг в здравоохранении и образовании. «Ни шагу вперед в ценах!» -- выдвинул президент еще один лозунг. Между тем введение платных тарифов в здравоохранении и образовании в прошедшем году было одобрено лично самим Лукашенко.
Уровень жизни белорусов в прошлом году ухудшился. Лукашенко признал, что это связано в том числе и с инфляцией, уровень которой достиг 34,8%. По итогам нынешнего года правительство намерено снизить инфляцию до 18--22%. Эксперты МВФ отмечают, что уровень инфляции в Белоруссии -- самый высокий среди государств бывшего СССР. Глава миссии МВФ по Белоруссии Томас Ричардсон считает, что высокий уровень инфляции фактически является налогом, который вынуждены платить самые бедные слои населения. Г-н Ричардсон также подчеркнул, что высокая инфляция препятствует притоку прямых иностранных инвестиций в экономику Белоруссии.
По мнению представителей МВФ, белорусское руководство должно отказаться от инфляционного кредитования жилищного строительства и неэффективной поддержки сельского хозяйства и промышленности.
По впечатлениям г-на Ричардсона, правительство Белоруссии сегодня не готово проводить достаточно жесткую денежно-кредитную и бюджетную политику, которая позволила бы значительно снизить инфляцию. По крайней мере это главный пункт, из-за которого между белорусским руководством и МВФ пока не может быть заключено соглашение о кредитовании в рамках программы stand-by.
Представители МВФ считают, что сокращение расходов за счет уменьшения социальных программ должно проводиться очень осторожно. В частности, они предложили создать в бюджете специальный фонд, в который перечислялись бы поступления от приватизации. Эти средства можно использовать для реализации долгосрочных программ, в том числе для реформы пенсионного фонда. Белорусское правительство пока не дало ответ на такое предложение.
Эксперты МВФ отмечают также большой объем складских запасов готовой продукции в прошлом году -- по данным правительства, 67% от произведенного. Важной проблемой остается высокий уровень налоговой, кредиторской и дебиторской задолженностей.
Положительным фактом Томас Ричардсон считает некоторое сокращение перекрестного субсидирования. В планах правительства поэтапный отказ от него в течение года. Кроме того, правительство в соответствии с рекомендациями МВФ готово к дальнейшей либерализации ценообразования, хотя это и противоречит словам президента о сдерживании цен. Впрочем, выступление г-на Лукашенко можно рассматривать скорее как популистский ход, который вряд ли будет воплощен в экономической политике.
Томас Ричардсон также прокомментировал ход приватизации предприятий нефтехимического комплекса. Он отметил, что было бы гораздо лучше, если бы правительство привлекло для их оценки признанных международных экспертов. Именно они, по мнению Ричардсона, могли бы дать рекомендацию по поводу того, насколько выгодна продажа предприятий миноритарными пакетами, как это запланировало правительство Белоруссии. Кстати, давно ожидаемые конкурсы по продаже предприятий «Нафтан», «Полимир», «Азот» и гродненского «Химволокна» могут состояться в марте--апреле. Об этом сообщил замминистра экономики Белоруссии Олег Мельников. Предполагается, что будет продано 43,27% акций нефтеперерабатывающего завода «Нафтан», 43,19% акций «Полимира», 43,08% акций «Азота» и 43,66% акций «Химволокна». Процесс акционирования должен завершиться к 2005 году.
Наталья ВИКТОРОВА, Минск