|
|
N°25, 12 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иранский барьер на пути в космос
Россия надеется, что американский конгресс отменит запрет на закупку космического оборудования
Спасение проекта Международной космической станции потребует от партнеров -- в первую очередь «Росавиакосмоса» и НАСА -- серьезных уступок друг другу. После недавней катастрофы космического челнока Columbia от обоих агентств ждут отказа от старых обид (например, тех, что были спровоцированы полетом на российский сегмент МКС туриста Дэнниса Тито) и более четких действий по поддержанию орбитальной станции в рабочем состоянии. Однако пока сторонам не удается прийти к единому мнению о том, какие шаги необходимо предпринять в первую очередь, дабы минимизировать потери, неизбежные из-за временного прекращения полетов шаттлов. Во всяком случае вчера представители «Росавиакосмоса» и НАСА обменялись не совсем «стыкующимися» заявлениями.
Находящийся в Париже в президентской делегации глава Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев заявил, что вверенная ему отрасль готова поддержать станцию и, в частности, отправить на орбиту уже в этом году еще один дополнительный грузовой корабль «Прогресс». При этом г-н Коптев честно предупредил партнеров о том, что денег на это мероприятие у «Росавиакосмоса» нет -- бюджет утвержден, и его едва хватит на выполнение ранее принятых на себя Россией обязательств. По его мнению, логичным было бы «перераспределить финансирование». В переводе с дипломатического наречия, заявление Юрия Коптева содержит довольно откровенное предложение НАСА купить у России один из «Прогрессов».
Хотя замглавы «Росавиакосмоса» Николай Моисеев утверждает, что заокеанские коллеги заинтересовались этим предложением, осуществить сделку будет весьма непросто. Об этом вчера в Москве предупредил директор пилотируемых полетов НАСА Джеймс Ньюмен. «Я не полностью владею информацией о переговорах, которые ведутся на самом высшем уровне, однако знаю, что у нас есть определенные ограничения, не позволяющие финансировать космические программы в вашей стране, -- пояснил г-н Ньюмен. -- Мы не можем сотрудничать с Россией на тех же условиях, что с Канадой, Японией или Европейским космическим агентством». По словам Джеймса Ньюмена, камнем преткновения в переговорах между Россией и США может стать весьма далекий от освоения космоса Иран. Американский конгресс еще в 2000 году законодательно запретил закупать в нашей стране космическое оборудование до тех пор, пока не будет доказано, что из России в Иран не поставляются ракетные и ядерные технологии.
Тем не менее представитель НАСА подчеркнул, что после катастрофы Columbia именно тесное сотрудничество с Россией становится приоритетом США в освоении космоса. Американские эксперты все еще далеки от разгадки причины гибели челнока при входе в плотные слои атмосферы, и, следовательно, не могут назвать даже приблизительных сроков следующего старта шаттла. А поскольку появление европейского грузового корабля не ожидается раньше 2005 года, НАСА вынуждено ориентироваться на Россию. Г-н Ньюмен признал, что сейчас ведутся активные консультации о том, «как оптимизировать ресурсы, которые дает российский корабль «Союз». Вероятнее всего, именно он станет основным средством доставки к МКС новых экипажей. Вчера же специалисты подмосковного Центра управления полетами взяли на себя задачу, за которую обычно отвечали их коллеги в Хьюстоне. С помощью корабля «Прогресс М-47» космическая станция была поднята на более высокую орбиту.
Однако Россия наверняка будет настаивать на скором решении проблемы «Иран-космос», и НАСА придется искать рычаги влияния в конгрессе. Дело в том, что с переносом сроков развертывания станции в полноценный научно-исследовательский комплекс за океаном, похоже, смирились. Во всяком случае Джеймс Ньюмен заявил вчера, что «это неприятно, но не трагично». В то же время, по его словам, «опыт станции «Мир» показывает, что крайне нежелательно оставлять крупный объект на орбите в непилотируемом режиме». Избежать риска потери станции сегодня, когда шаттлы стоят в ангарах, помогут только российские корабли «Союз». Руководители НАСА, кстати, уже попросили «Росавиакосмос» просчитать возможность ускоренного строительства этих кораблей и сообщить их стоимость.
Олег ВОЛКОВ