|
|
N°25, 12 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Жигулевский» розыск
МВД начало охоту на вазовских лжеэкспортеров
Следственный комитет (СК) при МВД РФ на днях объявил в федеральный и международный розыск сразу ряд крупных бизнесменов, подозреваемых в хищении с ВАЗа крупных партий машин. Среди них -- бывший начальник управления внешних рынков завода Олег Абрамов, глава крупной экспедиторской фирмы ЗАО «Интранс» Олег Ульянченко, экс-директор одного из главных продавцов «Жигулей» в московском регионе -- ООО «РуссоБалт» Евгений Гапченко и «авторитетный» коммерсант Константин Коноваленко. Всех их обвиняют в мошенничестве на миллионы долларов.
Разыскиваемые бизнесмены проходят по нескольким уголовным делам, выделенным в отдельное производство из общего масштабного расследования, ведущегося СК по аферам с тысячами «Жигулей» на десятки миллионов долларов. Большинство их касается так называемых реимпортных афер. В свое время правительство для продвижения «Жигулей» на мировой рынок разрешило ВАЗу продавать машины на экспорт по себестоимости. Но, как считают в СК, эта практика стала благодатной почвой для афер. Одним из главных получателей дешевых автомобилей была немецкая компания «ЕвроЛада ГмбХ», которую учредил сам ВАЗ. Фирмой-экспедитором в таких сделках выступила «РигасЛада». В ее обязанности входило получить машины на заводе, доставить в прибалтийские порты и отправить в Германию. По данным СК, как только «Жигули» поступали в порт Латвии, «ЕвроЛада ГмбХ» присылала документы, что автомобили уже проданы ряду московских фирм, в том числе «РуссоБалту», и требовала вернуть их назад в Россию. Дальше «Жигули», полученные изначально по себестоимости, сбывались в столице по рыночным ценам.
Как выяснили следователи, создали «РуссоБалт» фирма-экспедитор «РигасЛада» и бывший сотрудник военной прокуратуры Константин Коноваленко. Он также завел в Москве и персональный банк для «прокрутки» денег, вырученных от дешевых «Жигулей». Директором «РуссоБалта» стал бывший военный Евгений Гапченко. В 1997--1998 годах фирма вошла в число главных продавцов машин ВАЗа в московском регионе, а ее годовой оборот исчислялся десятками миллионов долларов. Однако, как полагают следователи, и этого бизнесменам оказалось мало, и была придумана схема уже откровенного хищения машин. Однажды завод отправил «ЕвроЛаде ГмбХ» восемьдесят «Жигулей». «РигасЛада» их получила, а потом по указанию немцев отправила на стоянку «РуссоБалта» в Псковской области. Вскоре туда приехали крепкие ребята и забрали автомобили по фиктивным документам, из-за чего машины стали числиться похищенными. Следовательно, «АвтоВАЗу» за них можно было уже не платить. «Жигули» были реализованы в Москве через ООО «Шарво». Как выяснили в СК, к ее созданию непосредственное отношение имел г-н Гапченко, который получил со сделки свою долю. Более того, по данным СК, часть выручки с продажи восьмидесяти машин ушла фирме «Алгейт Трейдинг» (Кипр), учрежденной Константином Коноваленко. Последний упорно не реагировал на повестки СК и на днях был объявлен в розыск. Евгений Гапченко пришел на допрос, где ему предъявили обвинение в мошенничестве. Меру пресечения экс-директору «РуссоБалта», согласно новому УПК, должен был избрать суд, но на него предприниматель не явился и тоже был объявлен в розыск.
Другим крупным получателем дешевых «Жигулей» была компания «Маннай корпорейшн» (Саудовская Аравия). В этом проекте экспедитором выступало ЗАО «Интранс» (им руководит Олег Ульянченко), которое должно было получить машины ВАЗа в новороссийском порту и отправить в Саудовскую Аравию. Как выяснили следователи, «Интранс» действительно машины получал и грузил на суда -- как товар, предназначенный «Маннай корпорейшн». Однако корабли после выхода в море сразу возвращались, только уже к причалу рыбколхоза «Черноморец» (он принадлежит жене Ульянченко). Там к машинам прилагались документы, что «Маннай корпорейшн» якобы продала «Жигули» другим иностранным фирмам -- «Евроимпэкс Лтд» и «Браунерт Лтд», а те отправили груз «Интрансу» в Россию. Последняя фирма сбывала автомобили в Краснодарском крае и Ростовской области, а выручку перечисляла «Евроимпэкс Лтд» и «Браунерт Лтд». На ВАЗе же были уверены, что отправили автомобили в Саудовскую Аравию, но там платить категорически отказывались, поскольку не получали товар. Всего таким образом было похищено машин на 6 млн долларов.
Как выяснили в СК, руководил деятельностью «Евроимпэкс Лтд» и «Браунерт Лтд» Олег Абрамов -- бывший начальник управления внешних рынков «АвтоВАЗа». Его отец в свое время руководил крупным нефтеперерабатывающим заводом в Чечне, потом возглавил комбинат в Самарской области и одновременно стал советником мэра Тольятти. Сам Олег Абрамов одно время работал на ВАЗе, а потом возглавил муниципальное предприятие «Тольяттинская городская компания». Вскоре его заподозрили в хищении 300 тыс. долларов бюджетных средств, и бизнесмен вообще покинул пределы России. Впрочем, в спецслужбах полагают, что найти и получить разыскиваемых будет непросто. Так, известно, что у Коноваленко есть паспорт гражданина Канады, а Абрамов давно живет в Швейцарии и, по некоторым данным, тоже имеет местное гражданство.
Олег Абрамов, Олег Ульянченко, Евгений Гапченко, Константин Коноваленко -- всех, кто знает местонахождение этих людей, сотрудники СК просят обращаться по телефонам: 222-69-40, 222-57-10, 222-57-20, 222-48-00.
Александр ШВАРЕВ