|
|
N°23, 10 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Равновесие
Человек и компьютер вновь не выявили сильнейшего
Машина снова устояла перед человеком. Вничью, со счетом 3:3, закончился матч между Гарри Каспаровым и компьютерной программой Deep Junior. Таким образом, к гарантированному гонорару в 500 тыс. долл. Каспаров добавил еще 250 тысяч.
После неожиданного поражения в 1997 году Каспарова от компьютерной программы Deep Blue этого матча ждали с нетерпением. И прежде всего сам Гарри Кимович, несомненно проанализировавший свой неудачный опыт и жаждавший реванша. Тем более что незадолго до этого мощь машины не удалось поколебать и сменившему его на шахматном троне Владимиру Крамнику. Поэтому, несомненно, матч Каспарова с израильской Deep Junior рассматривался в отраженном свете поединка Крамника с германской Deep Fritz.
Удивительным образом эти матчи развивались по сходному сценарию. Оба стартовали под знаком превосходства человека. Крамник в первой половине матча из восьми партий вел с преимуществом в два очка. Такой же перевес мог иметь и Каспаров, уже на 27-м ходу победивший в стартовой партии, если бы развил успех во второй. В третьей же партии сработала та составляющая игры, где машина превосходит человека. Известно, что по мере накопления усталости у большинства шахматистов снижается глубина расчета вариантов, в то время как компьютер продолжает играть в полную силу. Казалось, что Каспаров был близок к победе и в третьей партии, где добился стратегически выигранной позиции. В борьбе с обычным игроком остальное было бы лишь делом техники, но иная ситуация, когда противник -- машина! Холодный монстр защищался настолько рационально, что человек дрогнул первым. Сначала Каспаров утратил перевес, а затем грубо ошибся, и счет сравнялся.
Пол-очка в двух выигранных партиях! Такое может потрясти и чемпионов. Напомним, что нечто похожее случилось и с подуставшим Крамником, когда, ведя в счете 3:1, он проиграл подряд две партии, хотя вполне мог в них и спастись. После этого чемпион мира смирился с ничейным результатом матча (4:4). По тому же пути пошел и Каспаров. В четвертой партии он черными откровенно играл на ничью, избрав крайне пассивную тактику. Следующая партия завершилась также уже на 19-м ходу, немногим дольше продолжалась и заключительная встреча, где особой борьбы не было.
Итак, оба чемпиона не сумели победить машину. Добавим, что не смог этого сделать и третий призер турнира в Вейк-ан-Зее Евгений Бареев, по его окончании сразившийся с английской HIARCS-X. Он играл с очевидным запасом прочности, придерживаясь выжидательной тактики, по-видимому, рассчитывая на позиционные промахи компьютера, «заряженного» на активную игру. Но при столь пассивном стиле вряд ли можно выиграть матч -- 2:2. Не оказались ли пророческими слова Каспарова, сказанные в интервью своему сайту накануне матча с Deep Junior: «Думаю, с какого-то момента человек будет считаться победителем, если в матче из шести--восьми партий с машиной ему удастся победить хотя бы один раз». Как бы то ни было, матчи с «продвинутыми» компьютерными программами -- удел избранных. Но каковы перспективы использования их более доступных аналогов для совершенствования шахматного мастерства? С таким вопросом корреспондент газеты «Время новостей» обратился к гроссмейстеру Юрию Разуваеву, в свое время тренеру сборной команды СССР, который ответил: «Это актуальная тема для каждого тренера, работающего с молодежью. С появлением игровых шахматных программ появилась возможность посмотреть на свою игру как бы со стороны, сравнить игру человека с кем-то иным, и это очень интересно. Ведь до сих пор свою игру можно было сравнивать лишь с игрой других шахматистов, а теперь благодаря компьютерным программам эти возможности расширились. Работа с электронным противником позволяет выявить природные недостатки игрока. Очевидно, что человек рассчитывает варианты небезупречно, его счетные способности достаточно ограничены, а компьютер считает намного дальше. В то же время оценочный потенциал человека значительно шире, и его пока непросто охватить шахматными программами. То есть возможности игрока и машины абсолютно разные, и для взаимокомпенсации они должны работать вместе. Что касается матчей между чемпионами мира с лучшими шахматными программами, то можно сказать, что это единственный вид спорта, где идет соревнование человек--компьютер на самом высшем уровне. Несомненно, игровые программы будут совершенствоваться, и в дальнейшем их матчи с ведущими шахматистами мира по-прежнему будут представлять интерес».
Олег СТЕЦКО