Время новостей
     N°23, 10 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2003
Компромиссная труба
Нефть из России потечет и в Китай, и в Японию
В марте правительство должно определить маршрут нефтепровода, по которому нефть из Восточной Сибири потечет на экспорт. Как известно, до сих пор рассматривались два альтернативных варианта проекта: строительство трубопровода Ангарск--Дацин (Китай) или Ангарск--Находка. Однако в минувшую пятницу, собравшись на совещание у министра энергетики Игоря Юсуфова, представители крупнейших нефтяных компаний, государства и «Транснефти» пришли к весьма неожиданному решению -- объединить оба маршрута в один проект.

Споры о том, какое направление выгоднее для России -- в Китай или на побережье Тихого океана, -- идут не первый год. До недавнего времени не вызывало сомнений, что на практике все же будет реализован проект строительства трубопровода Ангарск--Дацин, оператором которого выступает ЮКОС. Согласование документов между российской и китайской стороной уже подходит к концу, и предполагалось, что строительство начнется уже в этом году, а закончится в 2005-м. Протяженность нефтепровода должна составить 2250 км, стоимость -- около 2 млрд долл. На первом этапе эксплуатации в Китай будет поставляться 20 млн тонн нефти в год, а после 2010 года -- 30 млн тонн.

Строительство нефтепровода Ангарск--Находка оценивается в 5,2 млрд долл., его протяженность составит почти 4 тыс. км, а мощность -- 50 млн тонн нефти в год. Реализация проекта позволяет экспортировать нефть не только в Китай, но и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая и США. Планировалось, что строительство этой трубы начнется в 2004-м, а завершится в 2008 году. В январе конкуренцию проектов неожиданно обострила Япония: в Токио предложили ежедневно закупать 1 млн баррелей российской нефти в сутки (139 тыс. тонн), что и составляет 50 млн тонн нефти в год. При этом строительство трубопровода являлось непременным условием соглашения -- японцы не хотели, чтобы Россия замыкала поставки на Китай.

Обильный спрос на российскую нефть на востоке поставил проблему недостаточного предложения. Как неоднократно заявляли некоторые эксперты, а затем и официальные источники в лице вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, в Восточной Сибири на сегодняшний день не добывают того объема нефти, который необходим для загрузки нефтепровода на Находку. А уменьшение мощности трубы с предусмотренных планом 50 млн тонн делает проект экономически неэффективным.

Тем не менее в российском правительстве взяли тайм-аут до марта, чтобы взвесить оба предложения (что, разумеется, вызвало серьезное беспокойство китайской стороны -- ведь до этого казалось, что вопрос строительства магистрали Ангарск--Дацин был решен окончательно еще перед приватизацией «Славнефти»).

Однако поставленные перед трудным геополитическим выбором чиновники Минэнерго вместе с нефтяниками не растерялись. Проявив чудеса предприимчивости, они выработали компромиссное решение -- объединить оба направления в один проект и именно в таком виде представить его кабинету министров на рассмотрение.

В протоколе совещания у г-на Юсуфова говорится: «В наибольшей степени интересам государства, социально-экономическому развитию Восточной и Сибири и Дальнего Востока, комплексному освоению минеральных ресурсов отвечает вариант строительства магистральных нефте- и газопроводов в едином технологическом коридоре по маршруту Ангарск--Находка с отводом в Китай на Дацин через Забайкальск». Новым проектом предусматривается, что сначала будет построен участок Ангарск--Чита--Забайкальск--Дацин. Причем проект будет реализован в ранее предусмотренные сроки, так что достигнутые с Китаем договоренности нарушаться не будут. Что же касается второго этапа проекта, то он предусматривает строительство участка Ангарск--Находка, однако сроки его реализации пока относятся к довольно далекой перспективе. Тем более что никто из информированных собеседников газеты «Время новостей» не смог ответить на вопрос, откуда возьмется нефть на реализацию обоих проектов.

Денис РЕБРОВ