|
|
N°164, 10 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Необыкновенный матч
Бутанский фильм «Кубок» в кинозале «35 мм»
Вокруг фильма «Кубок» наверчено столько занимательных фактов, что ими, при желании, можно и ограничиться. Это первый и пока единственный фильм, произведенный (хотя бы номинально) Королевством Бутан. В главных ролях заняты настоящие буддийские монахи, говорящие на тибетском языке. Режиссера и автора сценария зовут Кхентце Норбу, он же -- Светлейший Дзонгсар Джамьянг Кьентсе Ринпоче, один из самых важных ныне здравствующих лам, монах-киноман, поклонник Андрея Тарковского, Ясудзиро Одзу и Сатьяджита Рея. Его дебютный фильм собрал больше миллиона долларов в США, объездил все возможные кинофестивали (включая последний московский, где фильм получил приз Молодежной программы) и нравится, судя по всему, решительно всем. Весьма показательна формулировка, с которой «Кубок» одарили призом ФИПРЕССИ на киносмотре в Пусане: «За острый, но вежливый юмор в создании портрета буддийского сообщества, представленного простой историей в захватывающей манере, избегающей стандартных коммерческих приемов и ходов». Так что хочешь не хочешь, а смотреть нужно. Явление.
В том, что касается сюжета, Норбу не пришлось ничего выдумывать. В 1998 году молодые буддийские монахи из монастыря в изгнании во что бы то ни стало решили посмотреть чемпионат мира по футболу. Привезли из соседней деревни взятую напрокат спутниковую антенну. И посмотрели финальную игру. Вот и все. Честное слово, больше ничего не происходит. Но юмор все равно остается острым, но вежливым, а манера -- захватывающей. И главное ощущение -- все это очень и очень мило. Трогательно. Очаровательно.
На Западе фильм воспринимают именно как чудную ориентальную безделушку. Умиляются бритым макушкам малолетних послушников и восторгаются пышностью ритуалов. Видимо, не случайно в списке рекомендаций интернетовской кинобазы IMDB в числе фильмов, которые стоит посмотреть, если вам понравился «Кубок», нету, например, «Кундуна» Мартина Скорцезе. Зато имеются «Крокодил Данди», «Бэйб» и даже вторая серия мультфильма «Король-лев». Буддисты встают в один ряд с поющими уточками и нарисованными львятами.
Впрочем, в соседстве «Кубка» и «Бэйба» можно углядеть не только курьез. Фильм Джорджа Миллера о говорящем поросенке, который хочет стать овчаркой, был не только отменным развлечением для всей семьи. Это было еще и поразительное киновысказывание о человеческом достоинстве, в котором, несмотря на умильно-анималистический антураж, говорили о вещах по большому счету серьезных и правильных. Вот и «Кубок», несмотря на то, что удачно притворяется экзотическим десертом, вовсе не так прост. Буддизм -- учение вполне рациональное, и поэтому главным победителем остаются не футбольные фанаты в красно-желтых одеяниях, а их настоятель, мудро разрешивший прервать привычный ход событий и посмотреть телевизор. «Если то, что тебя гнетет, можно исправить -- к чему волноваться? А если ничего поправить нельзя -- то тем более беспокоиться не стоит». Это и остается в голове после того, как фильм кончается. А обращение к футболу вовсе не уступка просвещенной Европе и энергичной Америке, а хитрая уловка, обычный тактический ход. Вроде того, с помощью которого Глеб Жеглов пытался расколоть соседа гражданина Груздева по коммунальной квартире: «Да мы ведь с вами болельщики!»
Один-ноль в пользу Норбу.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ