|
|
N°23, 10 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Американцам должно быть стыдно за абсурдный анахронизм»
Сегодня российская дипломатия впервые празднует День дипломатического работника, введенный осенью прошлого года указом президента России. О том, с каким багажом подошла к своему профессиональному празднику «экономическая дипломатия», курирующий ее заместитель министра иностранных дел России Андрей ДЕНИСОВ рассказал спецкору газеты «Время новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ.
-- Президентский указ о введении нового профессионального праздника мы рассматриваем как признание важности нашей работы. К празднику мы подошли с расширенным спектром политических задач. К нам перешла значительная часть работы со странами СНГ, чувствительная тематика защиты прав соотечественников за рубежом. Создается совет при министре иностранных дел с участием руководителей администраций регионов. Теперь не просто представители регионов будут взаимодействовать с МИДом, а главы субъектов федерации. Это поднимает нашу работу на новый политический уровень. Возобновлена практика ношения по торжественным случаям дипломатической формы -- строгих черных мундиров с золотым шитьем. На торжественный вечер 8 февраля наши дипломаты надели свои мундиры с многочисленными наградами -- государственными, иностранными, боевыми.
-- В конце января также подписано соглашение о сотрудничестве МИДа с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Своими силами справитесь в деле поддержки российского бизнеса? Или с помощью Минэкономразвития?
-- Разумеется, вместе с коллегами, решая общие задачи, каждый на своем участке. Почвы для соперничества нет, а вот возможности для плодотворного сложения усилий налицо. Предпринимаемое для этого реформирование загранаппарата МИДа и Минэкономразвития порождено здравым смыслом. Так, торгпредства, возникшие в период государственной монополии внешней торговли, в своем прежнем виде стали анахронизмом. Но есть задачи, которые даже на частном поле надо решать через систему межгосударственных отношений. В странах, где в экономике велика доля госучастия, торгпредства могли бы проявить себя как самостоятельные учреждения. В государствах СНГ присутствие института торгпредств, видимо, имело бы и политический, и экономический смысл. Есть страны, где возможность открытия именно торгпредств прописана в межгосударственных документах. В иных случаях торгпредства будут трансформированы в торгово-экономические отделы посольств. Их кадровое наполнение и финансирование останутся прежними, но возрастет координация работы всего загранаппарата на торгово-экономическом направлении.
-- Каким будет разделение труда с Минэкономразвития?
-- Каждый должен заниматься своим делом. В вопросах, непосредственно относящихся к регулированию торговли как отрасли экономики, конечно, первую скрипку играют соответствующие структуры Минэкономразвития. В то же время ни один крупный проект, реализуемый российскими компаниями за рубежом, не остается без дипломатического сопровождения по мидовским каналам. Обращение к государству как к некой страховочной сетке со стороны иностранных партнеров -- обычное дело. Приходится и «политически лоббировать» важные для страны экономические проекты. Это общепринятая мировая практика, она применяется и у нас, вплоть до уровня главы государства. При общении с партнерами президент России уделяет большое внимание экономическим вопросам.
-- Что тормозит наше присоединение к ВТО?
-- Если коротко и о главном -- от нас жестко требуют повышения внутренних цен на энергоносители. Дескать, ограничение энергетической составляющей ведет к занижению цен на российские экспортные товары. Но нынешние правила ВТО на регулирование рынка энергоносителей не распространяются. Пока. В будущем этот вопрос тоже станет предметом многосторонних переговоров. И если мы к тому времени не станем членами ВТО, эти переговоры пройдут без нас.
Генеральные конференции ВТО, на которых, как правило, осуществляется прием новичков, проводятся раз в два года. Ближайшая пройдет осенью в Мексике. Если мы не вступим сейчас, то открывающийся в 2005 году новый раунд переговоров в корне изменит конфигурацию подлежащих согласованию вопросов. Подключение к переговорам новых стран с их специфическими интересами привносит дополнительные проблемы. Ведь мы должны согласовывать условия присоединения как с ВТО в целом, так и с каждым ее членом в отдельности. И мы ждем от наших партнеров, продекларировавших политическую готовность поддержать присоединение России к ВТО, что их переговорщики не будут давить на нас по вопросам, не имеющим отношения к согласованной тематике ВТО. По ним надо разговаривать за другими переговорными столами!
-- То есть мы добиваемся отказа от переговорной формулы «ВТО+», вводящей в переговоры ряд необязательных пунктов?
-- Мы готовы вести переговоры на основании обязательных для членов ВТО документов, а «+» -- это документы, не обязательные для всех участников организации. Нам навязывают несколько таких плюсов. Весьма болезненны для нас требования максимально сократить помощь сельскому хозяйству: субсидии развитию сельхозпроизводства и экспортные субсидии. Хотя многие члены ВТО, прежде всего страны Евросоюза, интенсивно используют эти инструменты. Но они уже в ВТО, а мы -- вне.
Готовиться к членству ВТО надо тщательно. Но звучащие у нас порой призывы подготовки к вступлению «по всему фронту» не только невыполнимы, но где-то и лукавы. Ни один член ВТО, даже экономически более сильный, чем мы, не скажет, что полностью готов работать по ее правилам. Отсюда и антидемпинговые меры, и торговые войны.
Для любой страны решение о вступлении в ВТО -- прежде всего политическое. Но мы должны соизмерить преимущества и неизбежные потери. Ведь когда закончится согласованный для наиболее чувствительных отраслей переходный период (по его окончании предусмотрено снижение завышенных, по мнению ВТО, тарифов. -- Ред.), последствия для наших производителей могут быть тяжелейшие. Это в 90-е нам хотелось «скорее стать большими» и всюду поспеть. Теперь мы встали на позиции поиска экономической целесообразности. Это и есть защита национальных интересов.
-- МИД добился от Евросоюза и США признания России страной с рыночной экономикой. Это шаг к ВТО. А как обстоит дело с поправкой Джексона--Вэника? (Поправка предусматривала ущемление торгового режима с СССР из-за ограничения еврейской эмиграции.)
-- Это американское «дурное наследство», и им должно быть стыдно за этот абсурдный анахронизм. Ежегодно президент США вносит в конгресс предложение вывести на предстоящий год Россию из-под действия поправки Джексона--Вэника. И сейчас мы освобождены. Но нас ущемляет это политически, ибо поправка используется как фактор давления на нас. Американцы были близки к ее отмене прошлой весной, но дело затормозила история с куриными окорочками. Сейчас администрация США вновь собирается инициировать этот процесс, но на Капитолийском холме теперь увязывают отмену с условиями присоединения России к ВТО.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ