Время новостей
     N°22, 07 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.02.2003
Отелло и Яго в любовном четырехугольнике
Сегодня, 7 февраля, в Центре им. Мейерхольда состоится премьера трагедии Шекспира «Отелло». Это дебют в театре кинорежиссера Александра Зельдовича, автора модного фильма «Москва» (2001). В его постановке Отелло не произнесет перед венецианским сенатом крылатой фразы: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним». Пьесу сократили, выбросив из нее знаменитый монолог, знатных венецианцев и многое другое. В спектакле Зельдовича четыре героя: Отелло (Григорий Сиятвинда), Яго (Александр Ануров, актер «Школы драматического искусства»), Дездемона (Елена Морозова) и Эмилия (Вера Воронкова). Перед премьерой Александр ЗЕЛЬДОВИЧ ответил на вопросы нашего корреспондента Ольги РОМАНЦОВОЙ.

-- Почему вы решили поставить «Отелло» именно в театре?

-- Можно было снять кино, но театральная постановка шекспировской трагедии все же целесообразней. Мне было интересно работать с огромным массивом текста. И просто хотелось сделать театральный проект. Обстоятельства сложились так, что это стало возможно.

-- Чем заинтересовала вас эта трагедия Шекспира?

-- «Отелло» -- единственная пьеса Шекспира, написанная как бы от первого лица. В ней звучит «закадровый» голос Яго, по ходу действия комментирующего события. Это очень похоже на комментарии режиссера. Сначала он рассказывает, что хочет сделать, потом мы видим, как он это делает. Трагедия написана автором или авторами с университетским образованием. Образованные интеллектуалы сделали жанровую вещь, рассчитанную на понимание и сопереживание самых разных, в том числе и совсем простых, зрителей. Пьеса получилась жесткой. Ни один персонаж нельзя назвать идеальным. Даже Дездемону.

-- Если вы так восхищаетесь текстом, для чего его было сокращать?

-- В «Отелло» меня интересовали только истории четырех людей -- Отелло, Дездемоны, Яго и Эмилии. Любовный четырехугольник. Мне кажется, это вполне современная история, она могла бы происходить в Нью-Йорке, Лондоне или Париже.

-- Но не в России?

-- Может быть, в Москве. Это история людей, принадлежащих к истеблишменту. Они живут в буржуазном пространстве, где у обывателей всегда есть уверенность в завтрашнем дне. Отелло успешно делает карьеру, это логично для чернокожего человека в Европе и Америке. Но это благополучное буржуазное общество вызывает агрессию.

-- За что Яго в вашем спектакле ненавидит Отелло?

-- Отелло мешает карьере Яго, спит с его женой, слишком удачлив, невнимателен, с пренебрежением относится к окружающим. Такие люди часто вызывают раздражение. Если говорить о причинах метафизических, Яго недоволен тем, как устроен мир. По-моему, «Отелло» -- пьеса о современной паранойе, возникающей из-за ревности к власти. Отелло постепенно впадает в паранойю, а Яго изначально находится в этом состоянии. Может быть, все события трагедии -- плод его горячечной фантазии.

-- Мужчины в «Отелло» стали параноиками. А женщины?

-- Они тоже немного сумасшедшие. Дездемона вышла замуж за молодого чернокожего человека, стремительно продвигающегося вверх по служебной лестнице. Рядом с ним она делает свою женскую карьеру, и вдруг ее блестящий проект рушится. Но Дездемона упрямо идет своим путем до конца, настаивая, что выбор был изначально сделан правильно и она его не изменит. В этом есть безумие.

-- Кто работает над оформлением спектакля?

-- Артгруппа AEC (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский). Они создают в спектакле специфическую атмосферу, используя изобразительные средства, современный дизайн, видео. По сцене движется огромный металлический параллелепипед, его поворачивают и драпируют. На драпировки проектируется видео, снятое специально для спектакля. Параллелепипед, в зависимости от положения актера, может превратиться то в детский манеж, то в огромную кровать, то во что-нибудь еще. В театре сейчас не так много артпроектов, сделанных современными художниками.

-- Актеры долго привыкали к необычной декорации?

-- Несколько дней. Работа над спектаклем шла в обратном порядке. Мы начали репетировать, потом, дней через десять, ненадолго получили площадку с установленными на ней декорациями. За три дня я развел весь спектакль, и мы ушли. И дальше репетировали за столом. В «Отелло» участвуют актеры разных школ. Александр Ануров -- актер Анатолия Васильева. Васильев создал метод анализа текста и исполнительскую технику, которые позволяют играть высокую драматургию. Его актеры уже давно не работают в психологическом стиле. А у остальных исполнителей есть опыт эмоциональной, психологической игры и непосредственного контакта с публикой. Пришлось им двигаться навстречу друг другу.

-- Чем театральная репетиция отличается от съемок фильма?

-- В кино я обладаю достаточным умением, чтобы быстро организовать эпизод для профессионального артиста. В театре все иначе. Актерам нужно существовать на нескольких смысловых уровнях одновременно, сохраняя внешний и внутренний рисунок. Стоит что-то потерять, и текст обессмысливается. Такая работа требует времени. На репетициях мы рассматривали шекспировский текст, наполненный множеством смыслов, с таким же интересом, как человек во время путешествия исследует незнакомый город.

Беседовала Ольга РОМАНЦОВА