|
|
N°22, 07 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А что думает товарищ Жуков?
Налоговая реформа в стиле дежа вю
Три часа хождения Минфина по мукам на вчерашнем заседании кабинета министров при обсуждении налоговой реформы, возможно, не пройдут даром. И в конце концов мы получим что-то похожее на налоговую реформу.
Пока же ясно, что финансисты с задачей снижения налогового бремени справиться не могут. Они решили, что правильнее, наоборот, его повышать -- например, введя с 2004 года рыночную шкалу для высчитывания ставки имущественных налогов. Что в общем-то принято в мире, но вызывает понятное раздражение: финансовое ведомство легко идет на шаги, которые обернутся дополнительными расходами для граждан России, зато всячески откладывает снижение единого социального налога (ЕСН) и НДС. Оно предлагает сделать 2004 год ударным по сборам и, может быть, только в 2005-м, а еще лучше в 2006 году готово подумать об ослаблении налогового бремени. Причем на следующем заседании кабинета (27 февраля), когда речь вновь пойдет о налогах, финансисты (проект которых вчера в очередной раз отправили на доработку) скорее всего представят лишь слегка измененный документ.
В правительстве стало общим местом обсуждать, что фискальное ведомство не должно в одиночку придумывать, какой должна быть система налогов. Лучше бы это делать в согласии с экономистами, в консультациях с бизнесом и т.п. На сей раз согласие с экономистами якобы было найдено прямо перед заседанием кабинета. Злые языки утверждают, что глава МЭРТ Герман Греф "сдал" налоговую реформу фискалам за их согласие на свою любимую идею о свободных экономических зонах. Во всяком случае г-н Греф на вчерашнем заседании был нем как рыба. В разведку «не боем» был послан заместитель министра экономики Аркадий Дворкович, который в списках выступающих не значился. Делая постоянные реверансы в сторону Минфина, г-н Дворкович все-таки сказал о возможности снижения ЕСН уже в 2004 году, но так робко, что даже премьер-министр Михаил Касьянов, который хотел услышать иные мнения, кроме минфиновского, не обратил внимания на это замечание. «Ну и что будем делать? -- поинтересовался он, когда докладчики закончили. -- Реформа всех устраивает в этом виде?»
Поскольку у министров вышло несварение слов, пришлось, как в старом анекдоте, спросить, что думает товарищ Жуков. Глава бюджетного комитета Думы Александр Жуков и в сложившихся нелегких условиях оказался вполне приспособленным к мыслительному процессу. «Новые предложения Минфина не несут ничего нового. У меня буквально дежа вю, -- признался он. -- Снижение ставок по ЕСН и НДС -- это принципиальнейшие вопросы, и почему этого нельзя сделать уже в 2004 году, я так и не понял из объяснений Минфина». Далее он доходчиво обосновал, почему ЕСН уже можно спокойно снижать с 1 января 2004 года и что дальнейшее снижение НДС до 15% также откладывать неразумно, иначе не будет роста экономики. Премьер прокомментировал выступление думского коллеги коротко: «Звучит очень убедительно».
Но тут разволновался министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин. Он включил себе микрофон и сказал: «Налоговая реформа не сводится к сокращению налоговой нагрузки». Далее вице-премьер постарался пояснить: премьер считает источником снижения налогового бремени существующий профицит бюджета, и это как бы объяснимо, но... Профицит не может быть вечным, мол, упадут цены на нефть -- и конец. По г-ну Кудрину получилось, что у нас временное улучшение ситуации, и рассчитывать на это нельзя. А надо копить-копить денежки несколько лет, видимо до полной и окончательной стабилизации, и только потом снижать налоги.
На речь своего заместителя г-н Касьянов ответил с пониманием: «Консерватизм Алексея Леонидовича понятен, на то он и министр финансов». И добавил: «Но мы не можем допустить и закостенелости». Г-н Касьянов еще раз подчеркнул, что стабилизационный фонд, который будет сформирован, следует рассматривать в том числе как источник для снижения налоговой нагрузки. Премьер предложил Минфину в короткие сроки «просчитать, каким образом снижение налоговой нагрузки приведет к расширению налоговой базы». «Делать это надо так быстро, чтобы уже весной внести в Думу законопроекты на сей счет, не терять год», -- заметил он. И подчеркнул: «К сожалению, мы сегодня не можем принять окончательного решения. Но к 27 февраля все нужно сделать». Отметив, что налоговую реформу предполагается рассмотреть в перспективе на три года, премьер сказал: «Новые налоговые законы должны быть нацелены на снижение налогового бремени в целом по экономике при неснижении его в сырьевом секторе».
Вера КУЗНЕЦОВА