|
|
N°22, 07 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Багдад к войне готов
Репортаж корреспондента газеты «Время новостей» из Ирака
Из Москвы кажется, что война в Ираке вот-вот начнется -- через неделю-другую. В Багдаде же становишься уверен, что ничего не будет. Абсолютно все обвинения США в адрес режима Саддама Хусейна здесь опровергают. После того, как послушаешь обе стороны, невольно приходишь к выводу, что никакого оружия массового поражения в Ираке нет и быть не может: страна просто всегда готова воевать своими обычными средствами.
«Ложь, ложь и еще раз ложь»
«
В последние два дня Ирак разделился на две части: политико-чиновничью и простонародную. Первая -- довольно беспокойная, вторая -- как у Пушкина: «Народ безмолвствует» перед возможной бурей. И надеется, что все обойдется.
Государственные чины тоже думают, что все обойдется, -- они обязаны так думать. За одну пресс-конференцию каждый выступающий как минимум десять раз повторяет слово «ложь». А в последнее время пресс-конференции проходят по несколько раз в день. Особенно часто это слово звучит теперь, после выступления госсекретаря США Колина Пауэлла перед Советом Безопасности ООН. Первая реакция на его речь -- заявление министра информации Ирака Мухаммада Ас-Саххафа: «То, что сказал Колин Пауэлл, -- просто измышления и искаженные данные. Я хочу сказать ясно и во весь голос: он опирается на данные, которые публикуются в американской прессе, все они -- клевета от начала и до конца. А представленные фотографии -- это мультфильмы, это смешно!»
Иракцы не устают повторять, что их ученые создавали технологию разделения лазерных лучей до 1994 года, но сейчас эта программа закрыта. «Колин Пауэлл же пытается выдать все это как реализующееся сегодня, -- говорит официальный представитель военного совета. -- А представленные фото -- это «сундук моей бабушки», настолько они стары».
Вчера перед российскими, французскими и испанскими журналистами выступал бригадный генерал Хусам Мухаммад Амин, который руководит департаментом по взаимодействию с инспекторами ООН. Он уверен, что истинная цель выступления Пауэлла -- «сорвать техническое обсуждение и анализ данных, которые стали известны по итогам инспекционных проверок», так как американцы чувствуют, что результаты будут не в интересах США. В пользу этой версии, по мнению генерала, говорит тот факт, что все эти данные не были обнародованы до начала инспекций: «Почему Америка не предоставила эту информацию инспекторам, чтобы они проверили ее?»
Отдельно проходит тема с запрещением полетов над Ираком американских самолетов-разведчиков «U-2». Однако администрация Саддама Хусейна не говорит, что полеты запрещены: «Просто мы не гарантируем им безопасность», -- утверждают официальные лица. Дело в том, что воздушную границу Ирака постоянно нарушают американские и английские бомбардировщики, и иракские военные открывают по ним огонь. «Но ведь на экране радара невозможно отличить, что это за самолет, там просто точка», -- говорят в Багдаде.
Что же до контактов инспекторов с учеными, то, утверждает Хусам Мухаммад Амин, никто из них не отказывается от бесед с инспекторами (отказался лишь один ученый по неким «этическим соображениям»). Правда, они хотят общаться в присутствии адвокатов -- ведь уже были случаи, когда информация неправильно истолковывалась. А инспектора хотят беседовать один на один. Вот интервью и не получается.
«Скрывать нам нечего», -- в который раз повторил г-н Амин. Инспекторы ездят, куда пожелают, они уже проверили более 550 объектов, в том числе личных домов граждан. А телефонные разговоры, которые демонстрировал Колин Пауэлл, о том, что с инспекторами играют в игры и перед их приездом перемещают некие «улики», считают здесь «каким-то набором фраз». Никто не доказал, что эти переговоры имеют отношение к каким-либо объектам.
«В Багдаде все спокойно»
Простые жители страны внешне спокойны. Им абсолютно все равно, что сказал Колин Пауэлл (многие даже не представляют, кто это), они знают, что Саддам не даст их в обиду. И все же иракцы на всякий случай готовятся к бомбардировкам. Те, кто побогаче (а уровень богатства определяется прежде всего наличием автомобиля, не обязательно нового), уже запаслись продовольствием, те, кто победнее, экономят на пайке. В паек стоимостью 200 иракских динаров (около 10 американских центов) входят: мука -- 9 кг, масло -- 1,25 кг, сахар -- 2 кг, рис -- 3 кг, чай -- 200 г, стиральный порошок -- 500 г, мыло -- 2 куска, фасоль, горох или просо -- от 500 г до 2 кг (выдается нерегулярно). Детям до 1 года положено восемь 400-граммовых банок молока, старше года -- детское питание.
Наш переводчик (вообще он электронщик, но вынужден подрабатывать и в министерстве информации, и «таксовать», и много чего еще) говорит, что накопил 200 кг муки, несколько мешков риса, тонну керосина, пару мешков сахара и подготовил для воды две емкости по 1 тыс. кубометров каждая. Многие сделали то же самое.
На улицах Ирака, к удивлению, перестали попрошайничать дети. Все приветливо улыбаются и почему-то спрашивают, не англичане ли мы. Услышав, что русские, расплываются в грустной-прегрустной улыбке. Судя по всему, сейчас им запрещено вести привычный образ жизни: в стране работают инспекторы ООН, огромное число иностранных журналистов, приехало много организаций, протестующих против войны.
В Багдаде никогда нельзя было встретить такое множество женщин, которые ходят без головных уборов, в мини-юбках или брюках, в просвечивающих рубашках, с зелеными и ярко-каштановыми волосами.
И все это -- к огромному счастью для владельцев более или менее приличных ресторанов. Пять-шесть журналистов позволяют им за вечер «сделать месячный план». Прилично поужинать (естественно, без спиртного) для иностранца в Багдаде стоит 6--8 тыс. динаров (около 4 долл.). На эту сумму можно заказать салаты, чай, кофе, соки и огромнейшую порцию «горячего». Правда, по сравнению с 2000 годом порции стали чуть меньше.
Пожалуй, единственные места в Багдаде, где никогда ничего не меняется, -- это рынки. Они многолюдны, там всегда продается много одежды, обуви, тканей, украшений. Правда, многое подорожало: если два года назад можно было сбить предлагаемую продавцом цену раз в пять, то теперь -- максимум в два раза. А то и вообще невозможно.
Люди, ходящие по рынку, выглядят беднее, чем года два назад: очевидно, потратили все деньги на подготовку к войне. Но и запасы у них небольшие: средняя зарплата в 20--30 тыс. динаров (10--13 долл.) в месяц не позволяет рассчитывать на что-либо существенное. Они надеются на Бога и на Саддама Хусейна, который, уверяют, не допустит войны. И даже если ему это не удастся, то он не уедет куда-нибудь и останется в Багдаде. Он ведь именно так сказал на днях по телевизору. И призвал всех быть бдительными.
С технической стороны Ирак стал, как теперь модно говорить, более «продвинутым». В самой престижной гостинице «Аль-Рашид» появился интернет-центр. Час работы в сети стоит 2 тыс. динаров (примерно 1 долл.), отправка одного сообщения по электронной почте -- 500 тыс. динаров. Появилась автоматическая международная связь (звонок в Москву стоит 4 долл. за минуту, при этом минимальное время разговора -- 90 секунд). Номера в гостинице немного отреставрированные, с новой сантехникой. Правда, телевизоры еще из той -- до «Бури в пустыне» -- жизни.
Практически во всех микрорайонах Багдада есть магазины электроники. Цены не написаны, продавцы английского не знают. Несмотря на то что сотовой связи в Ираке не существует -- ввозить оборудование запрещают санкции ООН, -- во многих магазинах продают мобильные телефоны и чуть ли не везде -- аксессуары к ним. Особенно популярны, судя по всему, сменные панели на телефоны.
Российский взгляд
Дипломаты из Москвы уверяют, что войны не будет не потому, что Саддам сумеет что-либо сделать, а потому, что США, вопреки разным заявлениям, не готовятся к ней. В российском посольстве говорят, что из 100-тысячной группировки, которая находится возле границы Ирака, лишь 25 тыс. -- реальные солдаты, остальные -- обслуживающий персонал, который не умеет воевать. «Ну что может сделать такая группка в Ираке, который воюет с 1980 года?» -- недоумевает российский дипломат, пожелавший остаться неизвестным.
Он считает, что американцы просто ведут пиар-кампанию, ведь до сих пор они ничего запрещенного в Ираке не нашли, а с «Аль-Каидой» Саддам Хусейн, по мнению Москвы, не связан. Саддам уже год уговаривает лидера Патриотического союза Курдистана Джаляля Талабани пропустить иракскую армию в Курдистан (эта территория неподконтрольна режиму Хусейна и находится под защитой американских и британских ВВС) для того, чтобы уничтожить 400--450 человек из местных исламистов, поддерживающих «Аль-Каиду». Неофициально Талабани ссылается на «политическое давление некоторых стран». «Каких, -- комментирует российский дипломат, -- вы сами догадываетесь».
В мире больше всего запасов нефти у Ирака, а не у Саудовской Аравии, как принято считать, подчеркивают в Багдаде. Поэтому сейчас и разрабатывается сценарий, при котором захват нефтяной промышленности Ирака позволит опустить цены на сырье до 10 долл. за баррель. Это позволит разрушить экономику нефтедобывающих стран. США же потом будут кредитовать эти страны. Затем цены поднимут до 150 долл. за баррель, что позволит получить контроль над потребляющими нефть странами и их полезными ископаемыми. «Американцы хотят господствовать», -- заключают иракские чиновники.
Российским журналистам показали один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Ирака -- «Дора», расположенный в черте Багдада. Директор завода Дассар Аль-Хассаб говорит, что санкции ООН и позиция США не позволяют продукции завода приблизиться к современным требованиям. Например, максимальное октановое число вырабатываемого бензина -- 81. При этом никакой вторичной переработки, никакой очистки.
Николай ГОРЕЛОВ, Багдад