|
|
N°21, 06 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Послание по-русски
Госдума обязала россиян говорить литературно
Иностранные слова и бранная речь в равной степени были признаны депутатами Госдумы врагами русского языка. Многострадальный закон «О государственном языке Российской Федерации» наконец был принят вчера парламентариями после четырехлетних дебатов.
Примечательно, что защиту родной речи заседатели нижней палаты решили начать с обсуждения скандальной видеозаписи лидера ЛДПР Владимира Жириновского, где он как раз с использованием непарламентской лексики критикует политику США в отношении Ирака. Однако после долгих препираний анализ словарного запаса эпатажного депутата, а также его поведения решили перепоручить комиссии по этике Госдумы. И рассмотреть вопрос о русском языке не применительно к г-ну Жириновскому, а в глобальном аспекте.
«За эти годы изменилась концепция закона, -- пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» автор еще одной из первых версий законопроекта депутат Каадыр-оол Бичелдей. -- Раньше был просто безадресный закон о государственном языке. Нам удалось сделать его основательнее. Были уточнены функции русского языка, установлена ответственность за нарушения его норм. Причем ответственность всех трех видов -- административная, гражданская, уголовная». Современный литературный русский язык признан основой государственного. Согласно закону официальные послания не должны содержать редко употребляемых понятий и слов, неизвестных широкому кругу граждан, должны иметь ясное и по возможности однозначное толкование. Вся деловая переписка, заявления, обращения, договоры и другие документы, с которыми власть обращается к гражданину и с которой гражданин имеет право обратиться к власти, должны составляться только на русском. В официальных обращениях, а также в СМИ запрещается использование просторечной лексики. Отдельно прописано, что не допускается «публичного употребления оскорбительных слов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений граждан». Один из авторов проекта закона, депутат от фракции «Единство» Алексей Алексеев заметил, что с принятием этого документа «существенно повысится статус русского языка», что, по его мнению, «в полной мере соответствует государственной политике». Законопроект затрагивает и полюбившуюся депутатам в последнее время рекламную тему. Он, в частности, предписывает публиковать и размещать рекламные объявления, а также оформлять вывески и витрины только на русском. Или, на худой конец, дублировать кириллицей оригинальное написание зарубежных фирм и товарных наименований -- как в свое время распорядился делать в Москве Юрий Лужков. Предполагается, что контролировать исполнение закона будет Совет по русскому языку при президенте РФ.
Как и ожидалось, обсуждение документа проходило сложно. Многолетние обсуждения не сделали закон яснее и разумнее. Категорически против выступили правые. Первый замруководителя фракции СПС Борис Надеждин заявил, что подготовленный вариант «не поддается никакому улучшению -- он фундаментально неправильный». «Русский язык защищается не путем принятия таких странных законов, -- заметил он. -- Нужно лучше учителям в школах платить, тогда и с языком будет все в порядке. К тому же у нас есть великие писатели и поэты, которые наглядно демонстрируют прекрасный русский язык». Замруководителя фракции «Яблоко» Сергей Митрохин посчитал, что «закон нарушает права граждан, необоснованно вторгается в компетенцию субъектов федерации и может стать новым средством давления на СМИ» и сам по себе является абсурдным и плохо выполнимым. «В законе говорится, что в СМИ не допускается использование просторечной лексики, -- заметил Сергей Митрохин. -- Это что же, журналистам нельзя будет взять интервью у простого русского крестьянина?» По словам правых парламентариев, если следовать букве закона, то вместо «депутат» теперь следует говорить «избранник», вместо «компьютер» -- «вычислительная машина». А хорошо известный всем термин провайдер, вероятнее всего, придется заменить на «всей сети служитель» (в одном из современных справочников русского языка был предложен именно такой перевод). Кстати, замруководителя фракции «Яблоко» обратил внимание на внутренние противоречия закона: несмотря на то что документ фактически налагает запрет на использование иностранных слов, имеющих русские аналоги, сам в своем тексте содержит такие слова.
Тем не менее закон набрал подавляющее большинство голосов при поддержке «Единства», ОВР, «Народного депутата», «Регионов России» и ЛДПР. «За» проголосовали 248 депутатов, против 37, воздержался один парламентарий. Кстати, и г-н Жириновский оказался среди проголосовавших «за».
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Кирилл ВАСИЛЕНКО