|
|
N°21, 06 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Пусть сами придут и предложат»
«Транснефть» ждет инициативы от Ventspils nafta
Конфликт вокруг латвийского нефтетерминала Ventspils nafta, продолжающийся уже несколько месяцев, скоро не разрешится. «Транснефть», как заявил вчера ее вице-президент Сергей Григорьев, готова вложить 143 млн долл. в Ventspils, но только в том случае, если станет его акционером.
Сложности у порта Вентспилс начались в середине прошлого года, когда «Транснефть» стала месяц за месяцем сокращать объем транспортировки российской нефти через этот терминал. А в январе глава комиссии по доступу к экспортным трубопроводам вице-премьер Виктор Христенко заявил, что в I квартале нынешнего года это направление вообще не будет использоваться при экспорте. Не помогли даже письма нефтяников с просьбой включить Вентспилс в график экспорта. В результате грузооборот терминала в январе 2003-го по сравнению с январем 2002-го снизился в два раза -- до 960 тыс. тонн.
Ventspils nafta -- нефтяной терминал незамерзающего латвийского порта Вентспилс с пропускной способностью 16 млн т нефти и 12 млн т нефтепродуктов в год. 47,87% акций компании принадлежит Latvijas Naftas Tranzits (объединение предприятий по перевалке нефти и нефтепродуктов, которое фактически контролируется шестью предпринимателями, причем оперативной деятельностью занимается один из них -- мэр Вентспилса Айварс Лембергс), 42,68% контролирует правительство Латвии, остальные акции -- у мелких акционеров. В ближайшее время правительство намерено принять решение о продаже государственной доли в Ventspils nafta.
Позицию «Транснефти» по вопросу эксплуатации вентспилсского порта г-н Григорьев озвучивал неоднократно. Так, по его словам, необходимо модернизировать ветку трубопровода, построить дополнительно 25 км участка трубы и увеличить мощность нефтенасосных станций. Однако вкладывать средства, не будучи акционером Ventspils nafta, российская компания не намерена. Вчера г-н Григорьев сообщил, что «Транснефть» готова вложить 143 млн долл. в модернизацию трубопровода в обмен на пакет акций Ventspils. Но какова должна быть величина этого пакета, в «Транснефти» пока не знают и ждут предложений литовской стороны.
В свою очередь в ответ на заявление г-на Григорьева в министерстве экономики Латвии говорят, что ожидают предложений от российской стороны и готовы их оценить, однако пока они не поступали. В то же время вице-премьер латвийского правительства Айнарс Шлессерс считает, что сама по себе продажа трубопровода ничего не решает, если нет определенности с поставками нефти. «Российская сторона уже открыто сказала, что железная труба ничего не стоит, если по ней не течет нефть», -- говорит он. По словам г-на Шлессерса, прежде чем правительство решит вопрос о приватизации, нужно «сесть за стол переговоров с частными инвесторами Ventspils nafta», но проблема в том, что они неизвестны. «Сейчас считается, что единственный, кто пытается как-то торговаться, это Лембергс», -- заявил он.
Правда, г-н Григорьев, по его словам, просто объясняет позицию своей компании относительно возможной сделки, и ни с какими предложениями «Транснефть» выступать не намерена. «Когда говорят о продаже госпакета акций Ventspils nafta, мы отвечаем: надо иметь в виду, что, может быть, слово «продажа» здесь вообще не подходит», -- считает он. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» г-н Григорьев отметил, что пока никаких переговоров ни с правительством Латвии, ни с другими акционерами Ventspils nafta не велось. «Мы на эту тему не разговаривали и не собираемся ничего им предлагать -- пусть сами придут и выскажут свои предложения, а мы уже решим, стоит ли предложенный ими пакет тех средств, которые необходимо вложить», -- заявил он.
Денис РЕБРОВ