|
|
N°21, 06 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новая книга Путина и Мушаррафа
Исламабад предлагает Москве начать дружить сначала
Вчерашняя встреча российского президента и пакистанского лидера Первеза Мушаррафа была наполнена взаимными любезностями и рассуждениями об исторической значимости происходящего. «Я прибыл сюда не вписывать новую страницу в историю двусторонних отношений, а написать совершенно новую книгу, соавтором которой будет президент Путин», -- сказал пакистанский гость.
Путин назвал Мушаррафа, пришедшего к власти в 1999 году в результате бескровного переворота, «не только успешным военным, но и успешным политиком». В ответ генерал Мушарраф сказал о своем уважении к «молодому и активному» президенту России, позавидовав при этом его популярности. «Никто не поет про меня эстрадные песни», -- посетовал пакистанский лидер.
Беседа президентов продлилась более двух часов вместо запланированного часа. Владимир Путин пояснил это тем, что предыдущий официальный визит президента Пакистана в нашу страну был 33 года назад. Мушарраф пригласил Путина посетить Пакистан с государственным визитом -- по его словам, это будет по настоящему «историческое событие», так как до сих пор ни один российский лидер туда не приезжал.
Значение нынешней встречи, прежде всего, в том, что она состоялась. Стороны нашли силы быть радушными и приветливыми. За пару десятилетий у Москвы накопилось большое раздражение политикой Исламабада, поддерживавшего борьбу афганских душманов против советских войск, а потом и режим талибов. Пик отчуждения пришелся на первый год правления Мушаррафа, когда Пакистан начал оказывать помощь чеченским сепаратистам.
События 11 сентября 2001 года кардинально изменили ситуацию. Мушарраф проявил недюжинную политическую гибкость -- он порвал с талибами и присоединился к антитеррористической операции США. Флирт Исламабада с чеченскими эмиссарами также был отброшен. Пакистан подчеркивает, что причин для ссор с Россией больше нет.
Реальные договоренности на роль «исторических» претендовать пока не могут. Вчера в присутствии Путина и Мушаррафа были подписаны три документа -- меморандум о сотрудничестве между дипломатическими учебными заведениями, правительственная программа обменов в области культуры, науки, образования на 2003--2006 годы и меморандум о сотрудничестве по линии МВД. Мушарраф озвучил пакистанские пожелания по сотрудничеству в энергетике, металлургии, телекоммуникациях и освоении космоса. Путин пообещал до отъезда гостя из Москвы попытаться выйти на «дополнительные договоренности по этим вопросам».
По поводу застарелого спора с Индией Мушарраф сказал, что надеется на «возобновление всеобъемлющего диалога» между Дели и Исламабадом. Российский лидер выступил за «урегулирование всех остающихся проблем в двусторонних рамках».
Однако путь к конструктивному диалогу остается по-прежнему трудным, о чем напомнил отмеченный вчера в Пакистане официальный День солидарности с Кашмиром. Мероприятие сопровождалось траурной минутой молчания и маршами с сожжением чучел индийских политиков. В стране было распространено эмоциональное обращение Мушаррафа, обещавшего кашмирским боевикам «полную моральную, дипломатическую и политическую поддержку Пакистана». Президент назвал индийское владение Кашмиром «незаконным» и призвал мировое сообщество вынудить Дели согласиться на проведение референдума среди кашмирцев и прекратить политику «государственного терроризма».
Однако на Москву Мушаррафу в этом деле рассчитывать не приходится -- традиционные российско-индийские связи достаточно прочны и выгодны для России.
Александр ЛОМАНОВ