|
|
N°21, 06 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игра на повышение
Конфликт руководства и профсоюзов «Норильского никеля» выгоден всем
Тянущийся с октября спор между ГМК «Норильский никель» и профсоюзами предприятия отложен как минимум до весны. Примирительной комиссии, заседающей с 27 января, вчера так и не удалось урегулировать разногласия между администрацией и трудовым коллективом компании. По словам председателя федерации профсоюзов Заполярного филиала «Норникеля» Валерия Мельникова, руководство компании по-прежнему отказывается выполнять требования индексировать зарплату на 14%, продлить «за вредность» отпуск до 90 дней и раскрыть информацию о зарплате менеджмента.
Между тем, как выясняется, широко «разрекламированная» забастовка, вызвавшая резкий скачок цен на платину и никель на мировом рынке, компании в ближайшем будущем не грозит. Поскольку примирительная комиссия не пришла к единому решению, профсоюзы по процедуре трудового спора могут инициировать только часовую предупредительную забастовку, о которой к тому же должны уведомить работодателя за три дня. Как сообщили газете «Время новостей» в пресс-службе «Норникеля», никаких официальных уведомлений помимо многочисленных заявлений о намерениях от профсоюзов не поступало. Да и эффект от подобной акции минимален, поскольку не отразится на производственных и сбытовых показателях. Масштабную же забастовку профсоюзы смогут провести, только если такое решение будет одобрено 2/3 голосов работников предприятия. Администрация «Норникеля» требования профсоюзов выполнять не намерена и предложила провести в марте конференцию трудового коллектива. «Я уверен в том, что коллектив нас поддержит», -- заявил председатель правления Заполярного филиала ГМК Виталий Бобров. При этом менеджмент уверен, что работники не станут рисковать одной из самых высоких по России зарплат (24,5 тыс. руб.).
Однако если конференция наложит запрет на забастовку, изучать требования профсоюзов будет комиссия по выполнению коллективного договора, что грозит отсрочить разрешение ситуации еще на неопределенный срок. Ранее профсоюзы уже отказались следовать этому договору, который сами и утвердили на период 2001--2004 гг., поскольку так и не смогли договориться о процедуре начисления и размере индексации зарплаты (профсоюзы считают, что зарплата должна расти пропорционально росту официального прожиточного минимума, а администрация -- что на уровень зарплаты влияют еще и инфляция, производительность труда и издержки компании).
Между тем создается впечатление, что решение и без того затянувшегося спора откладывается намеренно: слишком уж это выгодно всем участникам конфликта.
В течение прошлого года ситуация на рынке цветных металлов развивалась для «Норникеля», крупнейшего в мире производителя никеля (20%) и металлов платиновой группы (около 24%), не лучшим образом. Цены на никель в начале года упали до 5 тыс. долл. за тонну по сравнению с более чем 8,6 тыс. долл. в 2000 году. Угрозы начать забастовку, озвученные 20 января, не замедлили отразиться на мировом рынке цветных металлов. В тот же день цена никеля на Лондонской бирже металлов (LME) выросла на 160 долл. и достигла рекордного за последние два года показателя -- 8220 долл. за тонну. Вчера на момент закрытия биржи цена достигла отметки 8390 долл. Одновременно слухи о забастовках на «Норникеле» породили опасения в прекращении поставок российской платины, что также стало катализатором роста -- вчера унция платины на LME стоила уже 684 долл., при том что максимальная цена платины на мировом рынке в 663,75 долл. за унцию за последние 16,5 года была зарегистрирована в начале сентября 1986-го.
В весьма выгодном свете представляются последствия конфликта и для г-на Мельникова, который 20 апреля намерен баллотироваться на пост мэра Норильска (бывший градоначальник Олег Бударгин, как известно, только что избран губернатором Таймыра).
Руководство компании, разумеется, отрицает свою причастность к столь изощренному влиянию на рынок, подчеркивая, что рост цен -- явление временное, а для компании с мировым именем важна стабильность и хорошая репутация. В компании отмечают, что разногласия с трудовым коллективом возникали и раньше, но намеренно раскачивать ситуацию, придавая ей как можно больший резонанс в обществе, г-н Мельников стал с осени 2002 года. В том, что главой профсоюзов движет «политический фактор», не сомневается аналитик из Альфа-банка Максим Матвеев. Он полагает, что масштабный скандал способствует повышению популярности Мельникова среди норильчан, большинство которых занято на предприятиях ГМК.
Однако в Норильске есть еще одна профсоюзная структура -- возглавляемое Валерием Глазковым Межрегиональное объединение профсоюзов, которое не только значительно превышает по численности организацию г-на Мельникова (42,5 тыс. против 14,5 тыс. человек), но и склонно к диалогу с руководством ГМК. Источник газеты на «Норникеле» указывает, что и число активистов в движении Валерия Мельникова (порядка 500 человек из 62 тысяч занятых на предприятии) свидетельствует, что для инициаторов важна акция как таковая.
Яна ВИКТОРОВА