|
|
N°21, 06 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«33 процентов на всех не хватит»
Планы Минтруда комментирует председатель ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Яковлев
Новейшую версию проекта закона от Минтруда мы пока не получили. Но познакомились с тем, что было представлено на днях на парламентских слушаниях комитета по охране здоровья и спорту в Госдуме. И эта версия вызывает очень серьезные сомнения. В ней в принципе не снято ни одно из возражений, высказанных ранее профсоюзами и многими депутатами.
В законопроекте, например, записано, что тарифные ставки являются гарантией оплаты труда работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета или местных бюджетов. Но далее нигде и никак не объясняется, кто и как обеспечивает эту гарантию, за счет каких средств. Сегодня межбюджетные отношения очень сложны.
То же самое касается и 11-й статьи законопроекта «О порядке индексации повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений». Там записано: размеры и сроки индексации повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год, с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, исходя из имеющихся финансовых возможностей. К кому относится эта фраза? К федеральному бюджету? Или бюджету муниципальному? И что, сроки индексации могут быть разными? Если у субъектов федерации не будет достаточных средств, значит, по всей России индексация будет происходить в разные сроки и в разных объемах. Или, например, «уровень индексации не должен превышать темпы роста собственных доходов соответствующего бюджета». Если у меня бюджет как в Москве, то 1% его роста -- это большие деньги. Если же речь идет о бюджете в Кургане, то там даже 50% роста не дадут средств, чтобы хотя бы чуть-чуть повысить заработную плату. Совсем не прописаны механизмы выравнивания бюджетной ситуации в субъектах федерации. Фактически сегодня предлагается укреплять и развивать то неравенство, которое уже существует в регионах.
Это что касается недоработок. Но главное, что ни одна из целевых установок, ради которых проводится реформа оплаты труда, не реализуется. Говорится, что при введении отраслевой системы оплаты труда в значительной степени будет повышена заработная плата, и в первую очередь -- для ведущих категорий работников. Но если речь идет о 30-процентном повышении, то разве это существенно? И при этом мы должны учитывать, что еще в течение двух последующих лет индексации заработной платы не будет. В новом законе записано: в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, могут приниматься решения о введении новых систем оплаты труда с 1 января 2004 года.
Г-н Починок говорит, что повышение заработной платы на 33% превысит темпы инфляции. Но надо исходить из прожиточного минимума, так как в него включаются некоторые товары длительного пользования и ряд необходимых для населения услуг. Поэтому темпы роста прожиточного минимума всегда выше, чем просто темпы роста инфляции. И они составят 40%, то есть люди окажутся в убытке. Кстати, и пенсии, и МРОТ рассчитываются исходя из прожиточного минимума.
И вообще, остаются большие сомнения в том, повысятся ли оклады у большинства бюджетников. Достаточно ли будет для этого увеличения фонда заработной платы в 1,33 раза? В Минтруда считают, что в этом объеме можно и проиндексировать работника, и ввести новую систему оплаты труда. Мы же все время утверждаем, что это два принципиально разных момента. Индексация заработной платы -- это частичная компенсация роста прожиточного минимума. А новая система оплаты труда должна предусматривать мотивацию, стимулирование работников, дополнительные выплаты за качественный труд. Сделать это без денег невозможно. А повышения фонда зарплат на 33% для этого явно недостаточно.
Давайте посчитаем. Первый разряд будет повышен до 600 рублей. Примерно на 33%. Вслед за этим необходимо будет увеличить оклады и служащим 2--5-го разрядов, хотя бы на 100 рублей. Далее -- группа руководителей. Если им повысят на 33% или больше, чтобы сделать дифференциацию, то на среднюю часть, то есть на специалистов, остается меньше, чем 33%. Или руководителям совсем не будут повышать оклады? Но по уже действующему законодательству ставки оклада руководителей должны выводиться за пределы ЕТС и устанавливаться отдельно муниципальными органами. Предполагается, что они будут выше. Когда мы спрашиваем у Минтруда, сколько человек среди специалистов получат повышение окладов, а сколько бюджетных служащих вообще не будут проиндексированы, ну или, скажем, проиндексированы всего на 10--15%, ответа мы не получаем. На самом деле, если повышать всем, то потребуется увеличение фонда заработной платы минимум в два раза.
Г-н Починок в значительной мере дезинформирует общество. И, к сожалению, избегает открытых встреч. Только присылает своих заместителей или руководителей отделов. В частности, когда заседала по этому вопросу российская трехсторонняя комиссия, он не пришел. То же самое произошло и на днях, когда проблемы оплаты труда обсуждались в Госдуме. Двусмысленностей и недоработок в концепции Минтруда пока очень много. Правительство хочет просто наскоком сбросить всю ответственность за оплату труда вниз, на регионы, совершенно не задумываясь, к каким социальным последствиям это приведет. Предложение профсоюзов -- повысить с 1 октября зарплату на 33% в рамках единой тарифной сетки, а заниматься новой системой оплаты труда тогда, когда для этого будут деньги в бюджетах. Или есть второе предложение -- делать это поэтапно, о чем Минтруд и слышать не хочет. А пугать 15 миллионов бюджетников тем, что если они будут бастовать против отраслевой системы оплаты труда, то вообще никакого повышения зарплаты не будет, -- это просто безосновательная угроза.
Подготовил Кирилл ВАСИЛЕНКО