|
|
N°21, 06 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Красавица, студентка, дутаристка
В Москве выступила восходящая англо-узбекская этнозвезда
В первых числах февраля певица из Узбекистана Севара Назархан и ее группа отыграли три аншлаговых концерта в столичных клубах «Ботаник», «Китайский летчик Джао Да» и «16 тонн». Желающих попасть на эти концерты было больше, чем мест во всех трех залах. Трудно было ожидать такого теплого приема в перекормленной артистами и впечатлениями Москве. Во всем мире существует феномен популярности этнических звезд: проезжая по Нью-Йорку, ваш корреспондент часто натыкался на бесконечные очереди за билетами на концерт какого-нибудь пакистанского или арабского исполнителя, имени которого ни я, ни вы никогда не слышали. Но для диаспоры народа, который представляет артист, подобный концерт -- событие значительное. Однако Севару Назархан скоро узнают не только в Узбекистане (где она уже давно поп-звезда и даже автор некоего неофициального гимна Родине), но и далеко за его пределами. Коллектив уже выступал на фестивалях (в том числе Wommad), а в Москву заехал проездом из Швейцарии.
При всем разнообразии ростера (списка артистов) лейбла Realworld 25-летняя Севара Назархан, жительница Ташкента и студентка тамошней консерватории, выглядит неправдоподобно круто. Она не только отменная вокалистка, но и автор современных фолк-песен, музыкант, искусно владеющий игрой на дутаре (древний и очень распространенный в Центральной Азии двухструнный инструмент, первые упоминания о котором относятся к XV веку). Овладев в раннем возрасте премудростями игры на дутаре, Севара по окончании школы работала в женском ансамбле дутаристок при государственном телерадиокомитете Узбекистана, затем шлифовала вокальное мастерство в консерватории Ташкента, пела в соул-группе, выезжала для участия в международных фестивалях за границу.
Успешные концертные выступления и выход дебютного альбома Bakhtimdan в 1999 году не остались без внимания. Группу пригласили на фестиваль Wommad в Англию, где музыканты познакомились с Питером Гэбриелом и подписали контракт с его звукозаписывающей компанией Realworld. В результате этого альянса Севаре Назархан представилась возможность записать новый диск Yol Bolsin (что-то типа «счастливого пути» по-узбекски) совместно со знаменитым французским композитором и продюсером Гектором Зазу. Зазу давно играет в «команде высшей музыкальной лиги» и помимо собственных достижений сумел добавить новые краски в звучание таких звезд, как Бьорк, Сюзан Вега, Dead Can Dance, Дэвид Сильвиан, и многих других. Поэтому имя Зазу является для многих гарантией хорошего вкуса и отменного качества. Кроме того, Севара сама восхищалась одной его работой, не очень, правда, известной, -- альбомом тибетской певицы Юнгчен Ламо, выпущенным также на Realworld.
Большая часть зрителей (за исключением небольшого числа узбеков), конечно, никогда не слышала творчества Севары Назархан прежде, но после информации «Гектор Зазу и Питер Гэбриел рекомендуют» смело отправилась на концерт. Вашего корреспондента особенно интересовало, насколько живое звучание группы отличается от диска. Даже без хитроумных вокальных обработок, которыми так умело пользуются в студии продюсеры и звукорежиссеры, голос Севары звучал безукоризненно. Экспрессивно и мощно. И если узбекский фольклор на Yol Bolsin в современной аранжировке Зазу получился меланхоличным и как бы вне времени, то на концертах Севара явно тяготеет по энергетике к фанку и даже року. Музыканты показали, что помимо национальных мотивов в их аранжировках нашлось место и для современной электроники, и для «спотыкающихся» барабанных ритмов в духе брейкбит и драм-н-бейс. При этом узбекский колорит благодаря игре перкуссиониста Шухрата Мирасманова на нагоре и дойре и мастерских соло Таира Аскара (дутар, тамбур) тоже никуда не пропадает. Кстати, весной тот же Realworld выпускает сольный альбом Таира. И судя по всему, у Севары и ее музыкантов впереди хорошие перспективы. У Realworld, впрочем, тоже.
Виталий ШМЕРЛИНГ