Первый фестиваль кинематографических дебютов, проходивший в Ханты-Мансийске, закончился в полном соответствии с предположениями газеты «Время новостей», высказанном в
предыдущем репортаже из сказочной тайги. Наибольшее впечатление на членов жюри и наиболее здравую часть публики произвел «Год дьявола» Петра Зеленки, до Ханты-Мансийска получивший признание на фестивалях в Коттбусе и Карловых Варах. Наша газета
уже писала об этой картине (как раз после карловарского киносмотра). Но говорить о «Годе дьявола» можно сколько угодно. Это совершенно поразительное кино, оставляющее ощущение свободы и светлой похмельной радости даже после многократных просмотров. Главный герой, он же исполнитель главной роли Яромир Нахавица, культовый чешский бард, долгое время выключенный из культурной жизни страны и вернувшийся на сцену с новым аккомпанирующим составом под названием «Чехомор» (разудалым фолк-бендом, играющим, как и положено, на похоронах и свадьбах), лицо вполне реальное. Но доподлинно понять, что сотворил из его судьбы Зеленка, невозможно. То ли это воспроизведение реальных событий, случившихся с Яреком и его соратниками в «год дьявола» - год возвращения на сцену, год избавления от алкогольной зависимости, год мистических озарений и самых настоящих чудес. То ли виртуозная мистификация, в которой действует ангел-хранитель, давший обет молчания, и немалое внимание уделено такому нечастому явлению, как спонтанное самовозгорание человеческих тел. То ли вообще что-то уникальное. Не имеющее аналогов в истории кино. Очень хочется надеяться, что этот фильм смогут увидеть не только гости фестиваля, но и все желающие, - на фоне иных новинок проката, которые беззастенчиво выдаются за артхаусные достижения, «Год дьявола» выглядит настоящим шедевром, достойным внимания как можно более широкой публики.
Фильм радует (здесь это слово подходит как нельзя лучше) даже тех, кто не желает вникать в тонкости соотношения документальных и игровых кадров. И что самое удивительное - несмотря на то, что фильм буквально пропитан музыкой (причем весьма специфического свойства), вовсе не обязательно быть меломаном и любить акустические экзистенциальные рок-баллады на чешском языке, чтобы в полной мере ощутить здоровое дыхание этой картины. Это воплощенное на кинопленке счастье. Примерно то же самое, наверное, испытывал в одном из эпизодов картины лидер «Чехомора», выйдя в чисто поле и взяв на электрогитаре один-единственный, примитивный, но потрясающе точный аккорд, усиленный динамиком огромной многоэтажной колонки.
Второе место досталось немецкой картине «Марта может все» - аккуратной и симпатичной (но не более того) мелодраме о дружбе-соперничестве ресторанных поваров. Кино это уже успело собрать ворох призов (наградной список у него куда внушительнее, чем у Зеленки, в том числе и приз Европейской киноакадемии исполнителю главной роли Серджио Кастеллито), но вот по-настоящему сильных чувств он вызывает куда меньше. Как совершенно справедливо охарактеризовал ленту один из комментаторов-волонтеров интернетовской кинобазы IMDB, «хороший маленький фильм о повседневной жизни». Не меньше, но и не больше.
А вот «Гололед» Михаила Брашинского, удостоенный бронзовой награды, - кино куда более противоречивое. Так сразу определение этой картине не дашь. На ум почему-то приходит характеристика, выданная Владимиром Высоцким (у которого, кстати, была песня под названием «Гололед») своей композиции «Парус» - «песня-беспокойство». Дебют Брашинского - как раз такой «фильм-беспокойство», фильм-вопль, фильм - попытка зафиксировать на экране переворачивающие душу сомнения и тревоги. Такие высказывания редко не оказываются сумбурными и даже дискомфортными: не случайно многие видевшие фильм жалуются на усталость и стрессы не только морального, но и чисто физического свойства. Глаза травмированы не только у героев фильма, чья роковая встреча происходит в холле офтальмологической клиники, но и у зрителей. «Люди, падая, бьются о лед» - и встают на ноги совсем другими, изменившими свое естество. У этой картины будет очень немного поклонников. И далеко не со всеми из них захочется иметь дело - душевное здоровье все-таки дороже. Но оценить откровенность и силу высказывания (которую Брашинский повенчал с собственным пониманием формальной отточенности и дотошности стремительного монтажа) необходимо всем, кто любит кино. И не способен разговаривать о Главном (или вообще - разговаривать) иначе как с помощью роящихся в мозгу кинообразов.
Награды I Международного фестиваля кинематографических дебютовПризы основного конкурса:
«Золотая тайга» - «Год дьявола» (Чехия), реж. Петер Зеленка.
«Серебряная тайга» - «Марта может все» (Германия -- Австрия -- Италия -- Швейцария), реж. Сандра Неттельберг.
«Бронзовая тайга» - «Гололед» (Россия), реж. Михаил Брашинский.
Специальный приз - «Чужая земля» (Нидерланды), реж. Евгения Янсен, «Умур» (Финляндия), реж. Кай Лихтинен.
Призы Студенческого кинофорума:
Золотой приз - «Санжира» (Россия), реж. Нурбек Эген.
Серебряный приз - «Мужское дело» (Польша), реж. Славомир Фабицки.
Бронзовый приз - «Весна. Распускаются цветы» (Китай), реж. Чисан Чхен.
Специальные призы жюри - «Вдох и выдох» (США), реж. Кирилл Михановский; «Мясо» (Россия), реж. Вячеслав Росс; «Он и она» (Россия), реж. Максим Дроздов; «Тело на тело» (Франция), реж. Николас Дюшен и Бруно Рейланд.
Приз президентского совета фестиваля вручен губернатору Ханты-Мансийского автономного округа Александру Филиппенко.