Время новостей
     N°20, 05 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.02.2003
Склад на колесах
Министерство путей сообщения вчера пригрозило ввести запрет на отгрузку угля в адрес находкинского порта Восточный. Недовольство МПС вызвала «пробка» на пяти железных дорогах, образовавшаяся еще месяц назад из-за простоя идущих в Находку вагонов. Одной из объективных причин сбоя графика стало повышение с 1 января тарифов на грузоперевозки. Накануне повышения поток резко увеличился, последствия чего не удалось ликвидировать и по сей день. В опубликованном вчера пресс-релизе МПС обвинило руководство порта в том, что затор за месяц вырос в два раза и на подходах к порту скопилось 6 тысяч вагонов с углем. Железнодорожники считают, что руководство Восточного не справляется со взятыми на себя обязательствами (вместо 583 вагонов в день в январе, по данным МПС, выгружалось 403, а иногда -- не больше 300). Портовики, как полагают в МПС, несвоевременно подают суда под загрузку и виноваты в систематических поломках сервисно-ремонтной базы. При этом в МПС негодуют, что на февраль порт подал заявку на 500 вагонов в сутки, что превышает физическую возможность отгрузки.

Источник в Минтрансе сообщил газете «Время новостей», что цифры МПС «не совсем соответствуют действительности». А источник, близкий к основному акционеру порта -- компании «Северстальтранс» (владеет 60% акций Восточного), для которого критика МПС оказалась неожиданностью, заявил газете «Время новостей», что претензии ведомства Геннадия Фадеева не имеют под собой оснований. По данным «Северстальтранса», с конца января ситуация в порту нормализовалась: из 6 тысяч вагонов (утвержденное самими чиновниками МПС количество вагонов, находящихся в пути к порту) без движения простаивает только 1300.

Заместитель гендиректора порта Владимир Дудко в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» охарактеризовал ситуацию с разгрузкой угля как рабочую. О заявке на 500 вагонов он услышал впервые и сообщил, что январская норма выгрузки была около 520, а в феврале снижена до 450 вагонов. На эти показатели, уверяет г-н Дудко, порт выйдет уже на этой неделе -- до 8 февраля будет выгружено свыше 700 тысяч тонн угля.

В МПС считают, что необходимо предусмотреть систему санкций за нарушение режима перевозок и приема грузов. Главная проблема, волнующая железнодорожников, заключается в том, что в очередной раз подвижной состав МПС превращен в бесплатный «склад на колесах». В то время как за сутки простоя судна грузоподъемностью 70 тыс. тонн взимается штраф от 8 до 12 тыс. долл., механизм компенсации за простой вагонов отсутствует. Когда участники перевозок будут платить за простой, они не станут инициировать грузопоток, который не в силах переработать. Впрочем, собеседник газеты «Время новостей» в одной из операторских компаний полагает, что не помогут и штрафы, поскольку взимать их будет не с кого. Дело в том, что в области грузоперевозок в России ни один из участников процесса ответственности не несет: МПС, к примеру, вводя конвенцию, не будет в ответе за сбой грузопотоков, грузоотправитель не отвечает за несоответствие заявленной норме грузов, а порты -- за сбой графика отгрузки. И если на уровне регионов проблемы взаимоотношений, отмечает источник, пока решаются, то на уровне министерств дальше деклараций о намерениях дело не движется.

Яна ВИКТОРОВА