Время новостей
     N°20, 05 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.02.2003
Реформа под рентгеном
Медицинская служба лучевой диагностики должна меньше ошибаться
Минздрав намерен реформировать одно из самых капиталоемких медицинских направлений. В ближайшие годы существенная реструктуризация ждет службу лучевой диагностики - ключевую структуру, без которой невозможно представить нормальное функционирование системы здравоохранения в целом. Вчера коллегия министерства одобрила предложенную главным рентгенологом страны Львом Портным Концепцию развития службы до 2010 года, предлагающую совершенно новый подход и к парку оборудования, и к структуре диагностических подразделений, и к подготовке специалистов. В ближайшие дни этот документ будет отправлен на согласование в регионы, однако очевидно, что противодействия он там не встретит: рентгенологи и радиологи на местах считают, что реформа их отрасли по большому счету должна была начаться раньше. «Давно пора провести полную ревизию службы», - считает академик РАМН, зав. отделением лучевой диагностики и лучевой терапии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Сергей Терновой.

По мнению специалистов, проблема заключается не только в том, что оборудование, без которого невозможно правильно поставить диагноз ни при легком переломе, ни при тяжелейших кардиологических или онкологических заболеваниях, в массе своей морально и физически устарело. По оценкам Минздрава, стопроцентный износ имеет от 70 до 80 процентов приборного парка, что приводит к большой доле брака, - только при рентгенологических исследованиях он достигает 7-14 процентов. По словам г-на Тернового, в последние четыре года закупается довольно много современной техники, в том числе для проведения популярной ультразвуковой диагностики, магнитно-резонансной томографии и спектроскопии, различных радиологических исследований, однако пока она используется неэффективно. «Москва по насыщенности оборудованием вообще занимает второе место в мире, - утверждает академик Терновой. - Но если на Западе на один прибор приходится три специалиста, работающих посменно, то у нас - два аппарата на одного врача. В итоге в среднем получается не более восьми исследований в день».

В менее благополучных российских регионах вопрос эффективности лучевой диагностики стоит более остро. По словам начальника Управления здравоохранения Кемеровской области Константина Щепачева, порядка 20 процентов от общего «медицинского» финансирования выделяется именно на содержание этой службы. На расходные материалы, необходимые для функционирования весьма дорогостоящей аппаратуры, область тратит порядка 1 миллиона долларов ежегодно. Но при этом в сельских районах рентгенологические кабинеты работают на 30-60 процентов мощности и с качеством, требующим обязательного проведения повторных исследований в крупных клиниках. Г-н Щепачев полагает, что структурные изменения службы и перераспределение оборудования между поликлиниками и больницами могло бы значительно сократить затраты и повысить точность диагностики.

Кроме того, от Минздрава требуют радикально пересмотреть систему подготовки кадров для службы. Ведущие специалисты полагают, что краткосрочные курсы (например, пять месяцев для рентгенологов и три с половиной - для врачей, работающих с аппаратурой УЗИ) не дают необходимых знаний и квалификации. По мнению академика Тернового, нести полноценную ответственность за правильность диагностики может лишь врач, прошедший двухлетнюю клиническую ординатуру или хотя бы годичную интернатуру. В идеале же по специальности «лучевая диагностика» необходимо готовить пять-семь лет. Причем не только врачей. Главный онколог Уральского федерального округа Андрей Важенин убежден, что высшее образование необходимо и среднему медперсоналу службы: «Сегодня мы вынуждены допускать к прибору стоимостью в миллион долларов девочек из медучилища».

Олег ВОЛКОВ