Время новостей
     N°19, 04 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2003
Метод научного тыка
Александр Хлопонин пригласил МЭРТ реформировать госслужбу в Красноярском крае
На прошлой неделе замминистра МЭРТ Михаил Дмитриев и губернатор Александр Хлопонин утвердили программу эксперимента по реформированию государственной службы в Красноярском крае. Край стал вторым российским субъектом после Самарской области, добровольно пожелавшим стать экспериментальной площадкой, на которой будут «апробированы новые экономические механизмы и формы организации государственного управления». Непосредственно в эксперименте будут задействованы четыре управления администрации края, отвечающие за финансы, экономику, культуру и жилищную политику. Перед тем как дать большую свободу руководителям среднего и высшего звена, экспериментаторы намерены четко разграничить полномочия чиновников, чтобы никто не занимался формированием государственной политики, ее проведением и хозяйственной деятельностью одновременно.

Еще в 2000 году, когда кремлевские аналитики только разрабатывали президентскую программу Владимира Путина, мнения насчет того, когда начать реформу госслужбы, разошлись. Кто-то говорил о том, что стране в первую очередь нужны налоговая, судебная реформы, реформа ЖКХ и другие, а уж потом можно браться за реформирование госаппарата. Другие резонно задавались вопросом о том, что существующая система госслужбы будет тормозить внедрение в жизнь всех прочих реформ, так как все «завязано» на ней. Пока суд да дело, страна подошла к четвертому году правления второго президента с целым списком реформ, проводить которые в жизнь в период тотальных выборов в стране вроде как не с руки. Но что-то делать надо -- не за горами вторые выборы. Тут-то в Кремле решили взяться за административную реформу. Ведь если, к примеру, реформа электроэнергетики подразумевает как минимум два участвующих субъекта -- власть и собственно энергетиков, то в реформу госслужбы власть может поиграть сама с собой. Очевидно, этим можно объяснить активность разработчиков и реализаторов реформы, приступивших к очередному периоду улучшения эффективности чиновничьей службы -- эксперименту на живых людях.

Для начала реформаторы надеются повысить традиционно низкую зарплату чиновника. Для этого часть «наиболее эффективных» служащих четырех управлений Красноярского края переведут на контракт, предоставив руководителю «большую экономическую свободу в перераспределении средств внутри имеющегося бюджета» и возможность за счет этого доплачивать подчиненным. Эффект, считает один из разработчиков реформы, эксперт ВШЭ Павел Кудюкин, не заставит себя ждать: «Если будем больше платить, то сможем больше требовать, отбирать для госслужбы более квалифицированные кадры». Правда, до сих пор разработчики не придумали методики, по которой будет высчитываться КПД каждого чиновника. Г-н Кудюкин признает, что во время эксперимента придется действовать «методом научного тыка». Впрочем, это не пугает непосредственных исполнителей программы эксперимента. «Как во всяком новом деле, -- считает руководитель регионального Центра стратегических разработок Александр Белеев, -- в реформе пока не прописано все досконально. Но по ходу эксперимента, мы постепенно выйдем на большую детализацию».

Независимые эксперты не разделяют оптимизма региональных знатоков госслужбы. Руководитель одного из отделов НИИ социальных проблем Дмитрий Бадовский, называет то обстоятельство, что аппарат будет реформировать сам себя, самым большим изъяном затеянной реформы государственной службы: «Можно реформировать госслужбу, повысить довольствие чиновникам, но ничего не изменится, если не изменятся правила игры, так называемые теневые принципы, по которым сегодня работает аппарат: коррупция, протекционизм, клановость, привычка не платить налоги, уровень жизни чиновника, вступающий в противоречие с уровнем его зарплаты». По мнению г-на Бадовского, пока экономика страны в случае очередного кризиса или падения цен на нефть не почувствует ощутимого в масштабах страны вреда от активности коррупционного рынка, власть не возьмется всерьез за коррупционеров. В целом пессимистично оценивая реформу госслужбы, Дмитрий Бадовский однако считает, что эксперимент в Красноярском крае может быть и небесполезным: «Здесь частично исчезает момент реформирования самого себя, потому что Александр Хлопонин не плоть от плоти чиновничьей системы». Что касается реформирования самого МЭРТ, в недрах которого зародилась реформа, то, по признанию источника в министерстве, проведение эксперимента немного «подзависло» из-за неготовности самого МЭРТ в отличие от Красноярска к серьезным переменам.

Марина САЙДУКОВА