Время новостей
     N°19, 04 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2003
Друзья остались при своих
Переговоры в «Завидово» не внесли ясность в судьбу Ирака
Визит итальянского премьера Сильвио Берлускони длился всего полдня, но Владимир Путин все равно предпочел общаться с гостем вдалеке от столицы -- в тверской резиденции «Завидово». Как известно, между лидерами, несмотря на почти 20-летнюю разницу в возрасте, установились доверительные отношения. Президент обращается к премьеру по имени и называет его «большим другом». А итальянский премьер в минувшем году пригласил двух дочерей президента отдохнуть на своей вилле на Сардинии. Теперь Берлускони называет себя их дядей. Переговоры с итальянским премьером российский президент Владимир Путин назвал вчера «важными», подчеркнув, что двусторонние отношения «развиваются очень неплохо и в экономике, и в политике». Дружеский характер встречи, несмотря на то, что обсуждались довольно острые вопросы (военная операция США в Ираке, которую завидовский гость поддерживает в отличие от России), лидеры стран обозначили в самом дебюте.

«Перед поездкой у меня интересовались, не простудим ли мы премьер-министра, -- заявил Владимир Путин в начале беседы. -- Но я сказал, что нет, он человек сильный, и ему понравится». В свою очередь, Сильвио Берлускони отметил, что «минус 21 для человека, живущего в Средиземноморье, -- это великолепно». Тогда российский президент добавил, что «не обо всем его предупредил», и пошутил, что ланч будет на свежем воздухе. Итальянский премьер не остался в долгу: «Если в вашем графике будут «окна», то сообщите мне. Я с удовольствием приеду и проверю погоду и весной, и летом».

Переходя от шуток к делу, глава российского государства выразил надежду, что приезд Сильвио Берлускони «будет хорошим толчком» к взаимодействию на международной арене. Поскольку в конце января премьер-министр Италии провел в Вашингтоне переговоры с Джорджем Бушем, он, видимо, собирался донести до своего друга намерения лидеров антииракской коалиции и, возможно, даже убедить Владимира Путина в необходимости силовой акции.

Если такая задача и ставилась, то, судя по публичным высказываниям глав государств, все произошло с точностью «до наоборот». Российский президент заявил, что не увидел принципиальных расхождений в подходах России и Италии к международным проблемам. «Оба мы выступаем за активную и солидарную борьбу с терроризмом при уважении интересов всех участников антитеррористической коалиции. Мы должны добиться информации об отсутствии в Ираке оружия массового уничтожения, но главное решение о применении силы может приниматься исключительно через решение Совета Безопасности ООН», -- сказал г-н Путин. Ключевое значение при этом, подчеркнул он, имеет позиция инспекторов ООН. В ответ итальянский премьер заявил, что «военные действия -- это последний вариант, последнее решение». «Нам надо дать ответ, куда делись 6,5 тыс. снарядов с химической начинкой, существуют ли (у Саддама Хусейна. -- Ред.) прямые связи с террористическими организациями, которые могут использовать эти снаряды. Если мы не дадим ответ на эти вопросы, то применение силы почти неизбежно», -- подчеркнул он. Сила же, по его словам, может быть использована только под эгидой ООН.

Президент России считает, что инспекторы должны сказать, что им еще нужно для более эффективной работы в Ираке. Однако если Путин выразил надежду на мирное разрешение противостояния, то его итальянский друг лишь не исключил такой возможности, но отметил при этом, что она находится в руках Саддама Хусейна. Кроме того, он подтвердил необходимость новой резолюции Совбеза ООН по Ираку перед началом военных действий, поскольку «это легализует подобные действия».

Несмотря на важность политического аспекта, главы России и Италии не забыли и о двусторонних экономических связях. В качестве примера успешного сотрудничества Владимир Путин привел вчера газопровод «Голубой поток» (по дну Черного моря из России в Турцию), построенный при техническом и финансовом содействии итальянского госконцерна ENI. Правда, планировавшиеся вчера торжества в штаб-квартире «Газпрома» в Москве по случаю открытия газопровода так и не состоялись, несмотря на данное ранее президентом обещание не просто обязательно присутствовать, но и привести с собой Берлускони. По-видимому, церемония, инициатором которой выступил «Газпром» (на улице Наметкина к мероприятию очень серьезно готовились, даже планировали организовать телемост с Турцией), не вместилась в повестку дня двух лидеров, у которых появились дела поважнее.

Иван ГОРДЕЕВ, Александр САМОХОТКИН