|
|
N°19, 04 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ночных вертолетов стало почти два
Соперник «Черной акулы» идет в серию
Ростовский вертолетный завод («Роствертол») готовится к серийному производству своей самой передовой машины -- боевого вертолета Ми-28Н. Сейчас «Роствертол» заканчивает сборку второго опытного экземпляра такого вертолета, который пойдет на заводские испытания -- в цикле разработки воздушных судов этот этап непосредственно предшествует запуску в серию. Дальше все будет зависеть от готовности Минобороны сделать заказ и оплатить его. Правда, как заявил газете «Время новостей» гендиректор «Роствертола» Борис Слюсарь, на вооружение российской армии Ми-28Н в лучшем случае поступит не раньше 2004 года.
Ми-28Н -- результат усовершенствования знаменитого вертолета Ми-24, который впервые взлетел в 1970 году, а известность приобрел десятилетие спустя, с началом афганской войны (и особенно с выходом на экраны фильма «Рэмбо-3», где винтокрылая машина и Сильвестр Сталлоне исполнили две главные роли). В 1982 году появился более совершенный ударный вертолет Ми-28. В свое время Минобороны СССР считало его конкурентом знаменитой «Черной акулы» (Ка-50, также прославившегося благодаря приключенческому фильму).
В 1986 году Ка-50 победил Ми-28 в конкурсных испытаниях и в 1991-м был запущен в серию. Однако милевские конструкторы не опустили руки, улучшали боевые характеристики своего вертолета и к 1996 году создали Ми-28Н «Ночной охотник». За два года до этого, с началом первой чеченской войны, выяснилось, что, во-первых, российская армия остро нуждается в вертолетах, способных работать не только при хорошем солнечном освещении, как Ми-24. Во-вторых, что денег на закупку круглосуточных, всепогодных боевых машин у армии нет, поэтому темными кавказскими ночами нашим солдатам придется пока повоевать без поддержки с воздуха. Это противоречие не удалось преодолеть до сих пор.
Стоимость «Ночного охотника» составляет 12--16 млн долл. в зависимости от комплектации. Сборка же первого опытного образца Ми-28Н обошлась, по некоторым сведениям, почти в 150 млн долл.
Ми-28Н оснащен современной электроникой, которая позволяет ему вести боевые действия ночью и при плохой погоде. Бронированная кабина, как и специальные лопасти, выдерживают попадание снаряда мелкокалиберной пушки. Вообще по части бронирования Ми-28Н --чемпион среди российских винтокрылых машин, здесь броней полностью защищены даже стекла пилотов.
Несмотря на столь мощную защиту, новый вертолет отличается повышенной маневренностью. Специалисты утверждают, что в бою Ми-28Н может увернуться даже от ракеты, исполнив «мертвую петлю» или самую сложную фигуру вертолетного пилотажа -- «бочку». Новый боевой вертолет способен развивать скорость до 300 км в час и при этом подкрадываться к противнику на высоте всего в 5--10 метров.
Боекомплекта Ми-28Н достаточно, чтобы уничтожить десять танков противника. Специально для оснащения «Ночного охотника» были разработаны сверхзвуковые ракеты «Атака» и «Игла». Также вертолет вооружен 30-миллиметровой надежной пушкой, способной поражать цели на удалении три километра. При необходимости «Ночной охотник» может быть дооснащен пушками помельче, гранатометами, противотанковыми управляемыми ракетами, в том числе с лазерной системой наведения. Вертолет имеет и приспособления для постановки мин.
Первым покупателем Ми-28Н должно стать Минобороны России, и только после этого «Роствертол» получит право продавать свою машину за рубеж, где его главным конкурентом станет американский AH-64C Apache.
Г-н Слюсарь рассказал, что пока неизвестно, сколько новых вертолетов планирует закупить Минобороны. Но уже в четвертом квартале этого года планируется поднять второй экземпляр Ми-28Н в небо, чтобы провести положенные в таких случаях сотни заводских испытательных полетов, после чего возможна серийная поставка новой техники в вооруженные силы России.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону, Михаил КУКУШКИН