|
|
N°18, 03 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Появился шанс наверстать упущенное
Нужна ли Москве биеннале Contemporary Art? Этот вопрос обозреватель газеты Сергей ХАЧАТУРОВ задал организатору самых раскрученных на сегодняшний день фотографических фестивалей Ольге СВИБЛОВОЙ.
Москве, безусловно, нужен форум современного искусства. Замечательно, что РОСИЗО в лице Евгения Зяблова, Виктора Мизиано и Иосифа Бакштейна занялись организацией российской художественной биеннале. Увы, то, что мы сейчас делаем в сфере Contemporary Art, нельзя назвать ничем, кроме статистической ошибки (проценты считаются в минус, а не в плюс). Интерес к современному русскому искусству был стимулирован перестройкой. Русская андерграундная культура была первым послом, который налаживал мост с международным сообществом. Когда наше неофициальное искусство получило цену на крупнейших аукционах начала 90-х годов, можно было сменить парадигму и интегрироваться в мир. Но время было упущено из-за головотяпства людей, занимавшихся артполитикой. Вместо внутренних разборок между четырьмя профессионалами, имевшимися в стране, надо было начать делать институции. Тогда не было бы идиотских вопросов, адресованных тому же Бонами на сегодняшней конференции: «Почему русское искусство не представлено на мировой сцене?» На этот вопрос должен отвечать не Бонами, а мы. Всякое национальное искусство значимо в мире только тогда, когда внутри страны имеются собственные художественные институты, когда собственных художников поддерживают, и это во многих странах (и прежде всего во Франции) становится государственной политикой. Увы, новый класс, имеющий деньги в России, голосует в соответствии с собственными потребностями не за современное искусство, а за искусство, которое можно назвать «made in сегодня», салонную живопись с белыми березами и синими морозами.
Современное искусство, Contemporary Art, это телескоп, обращенный в будущее. Глядя в него, мы можем читать некие социальные процессы, которые будут развиваться завтра. Сейчас мы такой возможности лишены. За последние десять лет не появилась публика, способная к восприятию современного искусства. Полная изоляция преодолевалась лишь благодаря международным фотофестивалям.
Сегодня появился шанс наверстать упущенное. Им надо воспользоваться. Только признаемся себе честно: это колоссальный труд. Не надо бояться, что на первых порах бешеной популярностью биеннале пользоваться не будет. Лучше следовать девизу step by step. Тогда воспитается новое поколение, открытое к диалогу с Contemporary Art. И последнее. Бесполезно спорить о том, где проводить биеннале. Оно рождается там, где встречаются три «идиота», способных не спать, не есть, фанаты своей идеи. И в случае успеха их дела «дурной» пример станет заразительным для многих.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ