Время новостей
     N°18, 03 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.02.2003
Шестеро смелых
В Москве обсудили идею российского выставочного мегафорума
Присутствие России на художественной карте мира пока минимально. Сюда не доезжают известные кураторы, здесь не проводятся крупные международные фестивали Contemporary Art.

Прекрасно понимая, что винить в сложившейся ситуации по большому счету некого, и отказавшись от классического русского «Кто виноват?», художественное сообщество сосредоточилось на более конструктивном и позитивном «Что делать?». Только что завершил свою работу симпозиум «Большой проект для России. Проблемы и перспективы», организованный Министерством культуры РФ и Государственным музейно-выставочным центром «Росизо». Неслыханно! В Москву приехали шесть самых известных интернациональных кураторов, имеющих большой опыт организации и проведения международных художественных проектов. Франческо Бонами -- куратор художественной выставки в рамках 50-й Венецианской биеннале (2003 г.), в 2000 г. он курировал «Манифесту 3» в Любляне, а еще раньше был редактором весьма уважаемого журнала по искусству Flash Art. Рене Блок -- директор кассельского музея «Фридерицианум», на его счету Биеннале в Стамбуле 1995 года. Харальд Зееман -- художественный директор «Документы 5», куратор 48-й и 49-й Венецианской биеннале (1999 и 2001 гг. соответственно), а также Биеннале в Лионе в 1995-м. Роберт Сторр -- куратор Музея современного искусства в Нью-Йорке. Джермано Челант -- куратор нью-йоркского музея Гуггенхайма и куратор 47-й Венецианской биеннале (1997 г.). Ханс Ульрих Обрист, критик и куратор, осуществивший крупные выставочные проекты в Музее современного искусства города Парижа, в венской Кунстхалле, в 1996 г. курировавший «Манифесту 1» в Роттердаме. За исключением Джерманто Челанта, все приглашенные в Москве первый раз, но о российском Contemporary Art все же кое-что знают. Например, Ханс Обрист курировал известную выставку «Срочно! Живопись» (газета «Время новостей» рассказывала о ней в начале 2002 года), после которой парижским центром Помпиду была приобретена работа Виноградова и Дубоссарского, а для программы Франческо Бонами «Индивидуальные системы» грядущего венецианского смотра были отобраны работы аж четырех россиян: Андрея Монастырского, Юрия Лебермана и тандема Алимпиев-Жунин (правда, выбор был сделан куратором из Любляны Игорем Забелом).

Сама идея организации в России международного периодического форума не нова. Правда, до недавнего времени никто и поверить не мог, что она может когда-нибудь обсуждаться на самом высоком уровне. Нетерпеливыми энтузиастами были даже организованы маленькие фестивали с громким названием Биеннале в Красноярске и Калининграде. «Нашей неофициальной биеннале» наполовину в шутку, наполовину всерьез величали ежегодную «Мастерскую Арт-Москва», хотя при этом и понимали, что ни количество и состав участников, ни сама форма презентации просто не дотягивают до серьезных международных форумов. Однако необходимость интегрировать русское современное искусство в общемировое заставила обсуждать эту тему на совсем ином, министерском уровне. Сам факт того, что столь занятые люди откликнулись на предложение позаседать в холодной зимней Москве, говорит о готовности серьезно обсуждать заявленную в названии симпозиума перспективу.

Основным лейтмотивом почти всех выступлений было оптимистическое «Больше биеннале, хороших и разных». А то, что половина докладчиков ограничилась описанием собственного кураторского опыта и рассказом о существующих на сегодняшний день моделях международных выставок по большому счету является свидетельством понимания того, что в ситуации абсолютного незнания местных особенностей довольно глупо давать конкретные советы на темы «что», «где» и «как» делать.

Хотя кое-какие советы все-таки давались. Ханс Ульрих Обрист предостерег от поспешности при подготовке выставки. По его мнению, разумнее всего проводить форум не раз в два года, а раз в три или даже пять лет (как, например, в случае с кассельской «Документой»). Он же высказался за междисциплинарный характер современной художественной репрезентации и сформулировал идею перманентной выставки, переезжающей из города в город, из страны в страну постоянно изменяющейся творческой лаборатории, где сотрудничали бы ученые и художники (модель передвижной «Манифесты»).

Рене Блок посоветовал при подготовке биеннале черпать идеи прежде всего в собственной истории и специфике местного художественного сообщества, а в плане репрезентации отказаться от традиционного представления участников в павильонах (как это сделали, например, в Сан-Пауло, Бразилия).

И почти все говорили о том, что принцип построения «одна выставка -- один куратор» по большому счету себя исчерпал и не может быть использован при создании нового художественного проекта. А скорее всего будущая выставка должна быть плодом диалога нескольких международных кураторов и художников. История знает случаи, когда глобальные смотры современного искусства устраивались на первый взгляд в малопригодных для этого местах (как, например, Стамбульская биеннале). Популярными и интересными подобные форумы делала работа целой команды, а не усилия одного министерства, одного правительства или одного куратора.

В пресс-релизе к симпозиуму говорилось, что нет необходимости воспроизводить в России уже устоявшиеся (а во многом и исчерпавшие себя) модели большого художественного форума. Необходимо выработать собственную, оригинальную и в первую очередь адекватную современной российской действительности выставочную концепцию. Об этом же говорили Роберт Сторр и Франческо Бонами, призвавшие не заимствовать уже известные конструкции, а искать себя прежде всего в грамотном соотношении интернационального и национального.

Кому-то все это может показаться джентльменским набором, тем, которые обычно обсуждаются на каждой конференции, посвященной институциональным проблемам современного искусства. Однако у нашего симпозиума было две задачи. Задача максимум -- первый российский международный форум в весьма отдаленном будущем, задача минимум -- знакомство шести самых влиятельных в современном интернациональном искусстве людей с русской художественной средой. Кстати, после конференции стало известно, что в основной программе 50-й Венецианской биеннале будут участвовать уже не четверо, как об этом говорилось ранее, а шестеро российских художников.

Марика ЙОРГЕН