|
|
N°18, 03 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
МПС теряет контроль над собой
Реформирование железных дорог совпало с реформированием административной системы
Министерству путей сообщения понадобилось два дня, чтобы отчитаться перед правительственными чиновниками, полпредами президента в федеральных округах и губернаторами о проделанной за 2002 год работе. Однако результаты двухдневной расширенной коллегии министерства, прошедшей в пятницу-субботу, железнодорожники вряд ли могут записать себе «в актив»: высоко оценив усилия МПС по продвижению пакета законопроектов по реформе отрасли (три из них уже подписаны президентом, четвертый ожидает одобрения Советом Федерации), представители Минэкономразвития нарисовали весьма печальные перспективы будущего МПС.
Министр путей сообщения Геннадий Фадеев заявил на коллегии, что в процессе предстоящих преобразований «роль министерства как органа, осуществляющего государственную политику в сфере железнодорожного транспорта, не только не ослабеет, но и усилится». Это, по мысли министра, диктуется самой логикой реформы, в результате которой увеличится количество объектов, требующих госрегулирования. Однако Герман Греф уточнил, что надзорные функции достанутся вовсе не МПС: в ходе будущей административной реформы изменится и система организации государственного контроля над железнодорожной отраслью. По словам Германа Грефа, все контрольные и надзорные функции государства будут опущены с министерского уровня на уровни государственных служб или надзоров, либо вообще на третий уровень власти -- федеральные агентства. В этом случае за МПС останутся исключительно правоустанавливающие функции: подготовка, разработка нормативных актов и выработка основных направлений развития отрасли.
Все это никак не может устроить руководство МПС, которому и так постоянно грозят превращением в департамент Минтранса. «Не надо преуменьшать значение и возможности в управлении отраслью будущего министерства, которое возникнет на базе сегодня существующего Министерства путей сообщения, -- попытался утешить железнодорожников Герман Греф. -- У этого министерства, я уже говорил Геннадию Матвеевичу, более чем достаточно рычагов для того, чтобы управлять имуществом. Более чем достаточно рычагов для того, чтобы нормативно определять и ценовую политику отрасли в неконкурентных секторах, и приоритеты развития отрасли». Замглавы МПС Анна Белова пояснила корреспонденту газеты «Время новостей», что «вопрос предметно пока не обсуждался, поскольку это элемент будущей административной реформы».
Не сошлись позиции чиновников и по поводу имущественного наполнения будущего хозяйствующего субъекта ОАО «Российские железные дороги». В то время как в МПС настаивают на внесении в состав будущего владельца инфраструктуры максимального количества объектов, правительство полагает, что не следует перегружать ОАО «РЖД» непрофильными активами. «Это мина замедленного действия, -- заявил Герман Греф. -- Включение лишних юрлиц в уставный капитал ОАО «РЖД» приведет к большим накладным издержкам». Кроме того, по его словам, зарегулированные предприятия станут неконкурентоспособными и будут либо зависеть от бюджета, либо закроются. Как пояснил затем его заместитель Андрей Шаронов, Минэкономразвития выступает против включения в уставный капитал ОАО «РЖД» большинства ремонтных и строительных предприятий. В октябре в МПС приняли решение внести в ОАО «РЖД» 60 из 78 ремонтных предприятий отрасли. Если этого не произойдет, заявляют в министерстве, отрасль ждет обострение проблемы подвижного состава (сейчас и так изношенные вагоны ремонтируются по заранее установленным и оговоренным ценам).
Яна ВИКТОРОВА