|
|
N°163, 09 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хорошо забытый страх
В кинотеатре «Прага» состоялась премьера фильма «Что скрывает ложь»
В истории каждого жанра бывает период, когда классические приемы превращаются в клише, перестают работать. Вот и в кино лет 10--15 назад наступили времена, когда перестали работать даже некогда безотказные хичкоковские ходы. Триллеры и хорроры 90-х годов были озабочены саморефлексией: казалось, иронические цитаты и беспрестанное пародирование могут спасти жанр от штампов. Но попытки уйти от банальности сами быстро превращаются в банальность: «Крики» и их клоны еще могли казаться забавными после бутылки пива, но страшными -- никогда. Именно в этот момент возвращение к азбуке жанра оказалось неожиданно актуальным и эффективным.
Триллер Роберта Земекиса «Что скрывает ложь» немного напоминает «Шестое чувство», снятое, как известно, режиссером из Индии, страны простого и доходчивого кино. Той же простотой и доходчивостью отличается фильм Земекиса, но, как ни странно, не в ущерб саспенсу. Простота не означает предсказуемости. Неожиданным в данном случае становится именно то, насколько эффективна избранная режиссером элементарность.
Самый древний сюжет в жанре триллера -- история о привидениях. В попытке уйти от наработанных клише была разработана рационалистическая версия этого сюжета, с блеском воплощенная, к примеру, Анри-Жоржем Клузо в «Дьяволицах» (1955): все проявления сверхъестественного в конечном счете оказываются фокусами, подстроенными чьей-то злой волей. Но этот вариант столько раз использовался в кино за последние пятьдесят лет, что сегодня снова входят в моду истории о детях, видящих мертвецов, и духах, жаждущих отмщения.
Сюжет «Что скрывает ложь» настолько незамысловат, что, зная завязку, вы легко сможете довести историю до логического конца. Поэтому не буду заранее разглашать секреты. А в кино у вас не будет времени на самодовольное предсказание сюжетных поворотов. Зато вы узнаете, как это страшно, когда в загородном доме выбивает пробки, сама собой распахивается дверь, фотография падает на пол, а в темных коридорах разгуливает взаправдашнее привидение.
Алексей МЕДВЕДЕВ