|
|
N°18, 03 февраля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неприбыльная политика
Менеджеров РАО «ЕЭС России» критикуют за отсутствие принципов расчета дивидендов
Совет директоров РАО «ЕЭС России» все чаще стал критиковать менеджмент энергохолдинга по довольно значимым вопросам. 29 ноября прошлого года не была утверждена инвестпрограмма на год нынешний, а в минувшую пятницу были забракованы предложения менеджмента относительно размера дивидендов по итогам 2002 года. Недовольными прежде всего были (как обычно) представители миноритарных акционеров -- Дэвид Херн и Александр Бранис. Как они заявили газете «Время новостей», к их критике присоединились и представители государства в совете директоров РАО. Член правления энергохолдинга Андрей Трапезников, курирующий взаимодействие со СМИ, все выходные был недоступен для комментариев.
В материалах к заседанию совета директоров говорится, что чистая прибыль РАО в 2002 году возросла в 2,5 раза по сравнению с показателем 2001 года -- до 31,69 млрд руб. Исходя из этого менеджмент предложил увеличить выплату дивидендов до 4,92 коп. на обыкновенную акцию и до 29,4 коп. -- на привилегированную (год назад выплаты составляли соответственно 2,6 и 11,85 коп.). Таким образом, государству, владеющему контрольным пакетом РАО, причитается почти 2,5 млрд руб. (более 77 млн долларов).
Однако представителей акционеров не устроили вовсе не цифры. Дэвид Херн говорит, что «дивидендная политика должна быть прежде всего политикой, должны быть разработаны принципы начисления дивидендов, например, на эти цели должна направляться определенная часть чистой прибыли, чтобы у акционеров была возможность прогнозировать размер дивидендов». Александр Бранис добавляет: «Сейчас РАО формирует дивиденды исходя из бюджетного задания, и пока это будет продолжаться, никакой прозрачности в начислении не будет». «Пока все это -- вопрос политических переговоров с Минимущества», -- говорит г-н Херн. В других компаниях с госучастием, в частности в «Газпроме», утверждает г-н Бранис, имеется дивидендная политика, и она не мешает Минимущества собирать необходимую сумму.
Дэвид Херн даже предложил в пятницу создать комиссию и разработать дивидендную политику, которая учитывала бы позиции всех акционеров. Однако представители менеджмента РАО, по его словам, заявили, что намерены самостоятельно разработать принципы в течение месяца. «Сделать это несложно, -- говорит г-н Бранис, -- ведь для дочерних компаний менеджмент уже разработал систему начисления дивидендов, а теперь нужно почти то же самое спроецировать на материнскую компанию и затем учесть некоторые особенности».
И г-н Херн, и г-н Бранис уверены, что при подготовке к годовому собранию акционеров даже с разработанной дивидендной политикой размер дивидендов все равно не изменится. «Для компании с таким оборотом дивиденды действительно маленькие (они составляют около 15% от чистой прибыли. -- Ред.), -- говорит г-н Херн. -- Но здесь «виноваты» и другие факторы -- например, тарифы не учитывали возросшие амортизационные отчисления и возврат инвестиций». Но если будет разработана дивидендная политика, утверждает г-н Бранис, выплаты могут приблизиться к западным стандартам -- 50% чистой прибыли направляется на платежи акционерам. В уже разработанных принципах дивидендной политики для «дочек» РАО, говорит он, записано, что до 100% чистой прибыли может направляться на эти цели. Российские нефтяные компании отдают акционерам до 25% чистой прибыли и декларируют, что в ближайшие годы увеличат этот показатель до 50%. «Ничто не мешает РАО также довести направляемую на выплаты дивидендов сумму до международных стандартов», -- уверен г-н Бранис.
Николай ГОРЕЛОВ