Время новостей
     N°163, 09 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.11.2000
Армия победила
У правительства изъяли право торговать оружием
Владимир Путин подписал 4 ноября давно ожидаемый указ о слиянии двух спецэкспортеров оружия -- «Росвооружения» и «Промэкспорта» -- и образовании единого госпосредника, получившего название «Рособоронэкспорт». На этом предсказуемость реформы военно-технического сотрудничества (ВТС) закончилась.

Согласно второму пункту указа о слиянии спецэкспортеров право координации и фактического кураторства над экспортом оружия передается из Минпромнауки Министерству обороны. Де-факто это означает отстранение правительства от реального управления военно-техническим сотрудничеством -- Минобороны подчиняется непосредственно президенту. За правительством сохранилось лишь право подписывать разрешение на заключение контрактов и председательское место премьера в комиссии по военно-техническому сотрудничеству при президенте.

Минобороны еще с грачевских времен неоднократно пыталось взять экспорт оружия под свой контроль. Однако даже «лучшему министру обороны» это так и не удалось: в столь деликатной сфере Кремль традиционно никому не передоверял своих полномочий. Впрочем, и нынешний указ Путина свидетельствует не столько о безмерной любви президента к военным, сколько о глобальных изменениях, грядущих внутри самого Минобороны. Правда, он предписывает правительству в месячный срок «рассмотреть и согласовать» увеличение штатной численности вооруженных сил «в связи с возложением на МО РФ функции по регулированию военно-технического сотрудничества». Однако это еще вопрос: каким будет само оборонное ведомство после запланированного на сегодня заседания Совбеза. Подготовка к нему велась в обстановке строжайшей секретности -- наружу не выплыл ни один из подготовленных к заседанию проектов документов. Тем не менее источники газеты «Время новостей» свидетельствуют о том, что в ходе сегодняшнего совещания в Кремле «возможны серьезные структурные и кадровые изменения в военном ведомстве». Передача же ВТС в ведение военных лишь сделает борьбу высшего генералитета еще более ожесточенной, чем прежде.

Кстати, невольным лоббистом интересов военных, похоже, выступил экс-глава «Промэкспорта» Сергей Чемезов, который уже давно лелеял мечту «увести» экспорт оружия из фактического подчинения правительства. На это, по слухам из Кремля, у г-на Чемезова были свои причины -- уйти из-под фактического контроля правительства и непосредственно от первого зама Минпромнауки, отвечающего за ВТС, Григория Рапоты, отношения с которым у него явно не заладились. Белодомовские источники газеты «Время новостей» не исключают, что идея передачи кураторства над ВТС МО принадлежит самому президенту.

Второй неожиданностью является то, что вместо хорошо знакомого президенту Сергея Чемезова, считавшегося претендентом номер один на руководство единым госпосредником, руководителем новой компании назначен (другим указом) его зам. Андрей Бельянинов. Однако это вовсе не означает полного поражения г-на Чемезова. Бывший сотрудник КГБ Андрей Бельянинов сменил свою должность председателя правления «Новикомбанка» на кресло зам. генерального директора «Промэкспорта» по личному приглашению г-на Чемезова и по сей день является его доверенным лицом. Сам же г-н Чемезов, по сведениям газеты «Время новостей» (в отличие от своего экс-коллеги главы «Росвооружения» Алексея Огарева), принял предложение и уже назначен первым замом г-на Бельянинова по «Рособоронэкспорту». Не исключено, что долго на вторых ролях он не пробудет. По информации из Кремля, единственной причиной, удержавшей президента от назначения г-на Чемезова главой «Рособоронэкспорта», в этот раз является провал работы всех спецэкспортеров в текущем году. «Ну не удобно же назначать человека сразу после критики в его адрес на столь высокий пост», -- объяснил корреспонденту газеты «Время новостей» один из кремлевских чиновников.

Единственно неясным в новой структуре ВТС остается вопрос о том, кто именно в Минобороне будет курировать вновь приобретенную область. В принципе в МО существует Главное управление международного военного сотрудничества, возглавляемое генерал-полковником Леонидом Ивашевым. В этом управлении есть специальное подразделение, ведающее проблемами ВТС. Однако возможность передачи всех функций, ранее принадлежащих Минпромнауки, этому управлению выглядит довольно призрачной. Просто так контроль над экспортом оружия в России еще никто не получал. По сведениям из Кремля, сейчас рассматривается вариант назначения специально «под ВТС» нового зама. Среди возможных кандидатов -- оставшийся не у дел Григорий Рапота, его главным лоббистом может выступить вице-премьер Илья Клебанов. Впрочем, в Минобороны чужаков не любят, поэтому аппаратная схватка за контроль над ВТС внутри военного ведомства будет нешуточной.

Что же касается последствий президентского указа непосредственно для экспорта оружия, то на сегодняшний день специалистов волнует весьма прагматичный вопрос: кто будет выдавать лицензии на заключение контрактов. Минпромнауки этого права уже лишено, а в Минобороны просто нет нужных специалистов и отработанной схемы для осуществления этой процедуры. Согласно указу президента все эти вопросы должны быть урегулированы в ближайшие три месяца, так что экспортерам, видимо, придется подождать.

Финансовое обслуживание "Росвооружения" является для отечественных кредитных организаций одним из наиболее доходных (и, как следствие, наиболее желаемых) видов банковского бизнеса. Незаметно вокруг компании сложился пул уполномоченных, по праву считавшихся цветом российского банковского бизнеса. Неформально пул возглавлял ОНЭКСИМбанк: к середине 90-х годов через него проходила большая часть "росворовских" контрактов (на этом месте ОНЭКСИМ потеснил прежнего фаворита -- Инкомбанк, что стало едва ли не главной причиной вечного антагонизма двух кредитных институтов). Всего же в пул входило до десяти банков (среди них и такие известные, как Национальный резервный, и столь незаметные, как, скажем, МАПО-банк). Сейчас ряды допущенных к ВТС банков существенно сузились. Формально свой статус газете "Время новостей" подтвердили ВЭБ и наследник ОНЭКСИМа -- Росбанк. От каких-либо комментариев относительно возможных последствий создания "Рособоронэкспорта" в банках отказались, сославшись на то, что и "Росвооружение", и "Промэкспорт" остаются по сей день их клиентами. Эксперты не исключают, что после слияния круг уполномоченных банков может увеличиться. Предположим, за счет того же Новикомбанка, где до недавнего времени трудился Андрей Бельянинов.

Ольга АНТОНОВА