Время новостей
     N°163, 09 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.11.2000
Контрольный матч
Правительство попробует решить судьбу МПС
Совместить несовместимое попытается сегодня на заседании кабинета министров премьер Михаил Касьянов. В повестке заседания правительства стоит вопрос реформы МПС. Ни один из оппонентов не вправе рассчитывать на победу. В самом деле странно было бы полагать, что после нескольких месяцев то тщательно скрываемых, то выплескивающихся наружу министерских конфликтов кабинет министров вдруг примет сторону одного из спорщиков.

Позиции оппонентов конспективно таковы. Министр путей сообщения Николай Аксененко выступает за скорейшее начало реформ по собственной схеме, ратуя при этом за передачу права регулировать тарифы межведомственной правительственной комиссии. Это право пытается оспорить министр по антимонопольной политике Илья Южанов (сегодня МАП регулирует только внутренние грузовые тарифы и цены на пассажирские билеты в плацкартных вагонах). А глава Минэкономразвития Герман Греф говорит о необходимости вдумчивого, по крайней мере полугодового аудита и разработке подробной концепции реформы железнодорожной монополии лишь по его окончании.

Крайние варианты решений на сегодняшнем заседании правительства столь же невероятны, сколь и желанны их сторонникам.

Первый вариант (самореформирование МПС) правительству невыгоден: будет показан дурной пример двум другим естественным монополиям -- РАО «ЕЭС России» и «Газпрому». Прозрачность финансовой деятельности газовой и энергетической монополий уже давно на повестке дня у власти, а обсуждение концепций их реструктуризации на подходе. Кроме того, такой способ осуществления реформ МПС вряд ли приведет в восторг иностранных инвесторов, а к их мнению (по крайней мере в ходе зарубежных визитов) верхушка российской власти усиленно прислушивается.

Вариант второй -- радикальная реформа по итогам аудита -- столь же маловероятен. Для такого откровенного пренебрежения разработками железнодорожников слишком сильны позиции Николая Аксененко. Это подтверждает весь ход чиновничьих баталий вокруг МПС. И даже в минувшую субботу, когда министры на совещании у вице-премьера Виктора Христенко, по данным источников газеты «Время новостей», договорились до 9 ноября стойко молчать на тему реформ, именно Николай Аксененко сообщил прессе о том, что все разногласия министерств сняты. Остальные молчат.

Важный, но на сегодняшний день лишь фоновый элемент схватки вокруг МПС -- право регулировать тарифы. Несмотря на то что в соответствии с действующим законодательством право это принадлежит МАП, вряд ли оно сегодня будет подтверждено решением кабинета министров. Не зря же пару недель назад на совещании у премьер-министра прозвучала и получила поддержку идея о создании межведомственной комиссии по регулированию тарифов на железнодорожном транспорте на первом этапе реформ.

Так что скорее всего сегодня судьба МПС будет решаться в промежуточных терминах, объединяющих по возможности максимальное число точек зрения. Что-то вроде жестко регулируемой свободы.

И один лишь момент -- сроки проведения реформ -- может стать показательным. Если в решении правительства появятся значимые пункты со сроками исполнения в первом полугодии следующего года или даже в этом году, это значит, что ни о какой кропотливой работе реформаторов с железнодорожным хозяйством речи не идет. Впрочем, как показывает хозяйственная российская практика, самотек далеко не худший по последствиям для экономики страны способ ее регулирования.

Елена ЗАГОРОДНЯЯ