Время новостей
     N°17, 31 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.01.2003
Реформа оставит все как есть
Ведомства намерены «улучшить администрирование» налоговой системы
На встрече с президентом Владимиром Путиным вице-премьер Алексей Кудрин доложил о планах по изменению налоговой системы. Такое поручение поступило от президента всего несколько назад, а 6 февраля, как и было обещано, правительство будет рассматривать согласованный вариант двух профильных ведомств -- Минфина и Минэкономразвития. Им на удивление легко удалось сблизить свои позиции. Осталась лишь пара разногласий, связанных с тем, что ведомство Германа Грефа по-прежнему настроено несколько более либерально, чем партнер по переговорам. Впрочем, все это абсолютно непринципиально. План написан по принципу «за это время либо шах умрет, либо ишак сдохнет». Запланированные преобразования просто поражают своей скромностью, при этом начало большинства отнесено на 2005--2006 гг. Исключение составляет запланированная на следующий год отмена налога с продаж. Но поскольку этот налог поступает в бюджеты субъектов федерации, пожертвовать им Минфину было легче всего.

Вместо снижения ставок единого социального налога (ЕСН) и налога на добавленную стоимость (НДС), на что очень рассчитывал бизнес, план в основном построен на улучшении налогового администрирования. Так, понижение ставки НДС с нынешних 20% до 15--17% (при том, что бизнес-сообщество настаивало на 14%) возможно не ранее 2006 г. Пока же план предлагает сосредоточиться на упрощении процедуры возврата НДС. С 2004 г. предлагается сократить перечень документов, подтверждающих право на возврат НДС, за счет чего должен сократиться срок возврата. Хорошо известно, что сейчас экспортеры не могут вернуть НДС даже с судебными решениями на руках. Из-за накопившихся долгов Минфин не может пойти и на снижение ставки. По данным главы департамента МЭРТ Михаила Орлова, на сегодняшний день сумма невозвращенного НДС примерно равна 110 млрд руб., а в ближайшие два года она может увеличиться до 150 млрд. То есть пока бюджет не рассчитается по собственным долгам, ни о каком снижении ставок и речи быть не может.

Картина по реформированию ЕСН складывается очень похожая. Возможное снижение ставок -- дело отдаленного будущего. Пока же ведомства предлагают упростить доступ к регрессивной шкале, но и это возможно не раньше 2005 г. По словам первого замминистра финансов Сергея Шаталова, сейчас эффективная ставка ЕСН находится на уровне немногим ниже 30% при номинальной ставке 35,6%, а упрощение доступа к регрессивной шкале позволит снизить эффективную ставку до 25--26%. Порог доступа к шкале -- одно из немногих принципиальных разногласий между МЭРТ и Минфином. В ведомстве Кудрина настаивают на том, что снижение порога до 70 тыс. руб. будет достаточным, в МЭРТ же полагают, что следует пойти на более радикальное решение -- до 50 тыс. руб. Расчеты двух ведомств показывают разные цифры. По данным Минфина, при снижении до 70 тыс. руб. выпадающие доходы составят 160 млрд руб., а в МЭРТ посчитали, что даже при планке в 50 тыс. бюджет потеряет 126 млрд рублей.

Налогу на прибыль никакие понижения ставок не угрожают даже через много лет. Правительство лишь намеревается повысить его инвестиционную привлекательность путем введения в некоем модифицированном виде налоговых кредитов и инвестиционных вычетов, учитывающих расходы предприятий на капвложения. Такая система существовала и раньше в виде инвестиционных льгот, но затем от нее решено было отказаться.

Вряд ли такие косметические меры способны стать реальным стимулом экономического роста. Получается замкнутый круг -- при низких доходах бюджета нет возможности сокращать налоги, а высокие налоги препятствуют экономическому росту.

Вера СИТНИНА