|
|
N°17, 31 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большое электрическое меньшинство
В совете директоров РАО «ЕЭС России» появится четвертое крыло
Представители миноритарных акционеров в совете директоров РАО «ЕЭС России» начали активно готовиться к собранию акционеров компании, которое намечено на конец мая. Члены совета директоров Дэвид Херн и Александр Бранис в эти дни проводят серию встреч с инвесторами, на которых отчитываются о своей работе и поясняют свою позицию по тем или иным вопросам. Они утверждают, что намерены и в этом году побороться за членство в совете, но признают, что сделать это будет намного труднее, чем год назад: ведь в прошлом году неизвестный инвестор скупил крупный пакет акций РАО и теперь наверняка захочет иметь своего представителя в управляющих органах. Кроме того, правительство, владеющее 52% акций РАО, вчера выдвинуло 15 кандидатов в совет (а в нем всего 15 мест). Иными словами, конкурентная борьба ожидается довольно жесткой. Менеджеры РАО говорят, что такая ситуация является «нормальной», и приветствуют появление представителей новых акционеров.
«Часть иностранных инвесторов, поддерживающих меня, продала свои акции, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» Дэвид Херн. -- Теперь труднее будет конкурировать за право попасть в совет директоров». Чуть раньше, выступая перед инвесторами и журналистами, г-н Бранис заявил, что если скупка акций РАО и имела место (а он на 100% в этом не уверен), то это положительным образом отражается на всех акционерах: вслед за ростом курса растет и их капитал. «Далее возможны два варианта: положительный, если скупщик заинтересован в повышении капитализации компании и ее устойчивой работе, и менее положительный сценарий, если цель скупщиков -- приобрести таким образом какой-либо актив», -- говорит г-н Бранис.
Кого же хотят видеть в совете директоров скупщики акций, пока загадка. Так же, как и неизвестно, кто же в действительности скупал акции. Уверены все лишь в одном: скупкой занималась российская «олигархическая» структура. По слухам, которым особенно доверять нельзя, говорит г-н Херн, среди кандидатов в совет появится представитель Олега Дерипаски -- исходя из версии, что акции РАО покупал «Русский алюминий». Однако в «Евросибэнерго» (структуре, управляющей энергетическими активами «Русала») газете «Время новостей» категорически опровергли эту версию. Кроме этой версии существуют предположения, что скупкой занимались либо МДМ, либо компании, близкие к нынешнему менеджменту РАО. «Я почти уверен, что скупку вели менеджеры РАО, -- заявил газете «Время новостей» высокопоставленный чиновник администрации президента, -- ведь речь идет о сотнях миллионов долларов. Я не представляют себе, чтобы какой-то сторонний инвестор мог жертвовать такими деньгами, не зная реальной ситуации в компании, не имея никакой уверенности в ее будущем и фактически не имея шансов воздействовать на процесс реформирования энергетики».
Член правления РАО Андрей Трапезников заявил газете «Время новостей», что, по его информации, в совете директоров «скоро появятся представители тех структур, которые скупали акции», и это, уверен он, не портфельные, а стратегические инвесторы. «Сейчас в совете директоров три стороны: представители государства, менеджеры и портфельные инвесторы, -- говорит он. -- Если появится четвертая сторона -- стратегический инвестор, то это означает, что будет учитываться и мнение этой стороны. И мы приветствуем это, так как лучше обсудить вопросы на совете с участием всех сторон, чтобы потом не выяснялось, что чье-то мнение не учтено».
В последнее время, говорит г-н Трапезников, представители миноритарных акционеров активизировали свою деятельность в совете директоров. «А ведь еще три года назад эта работа их вообще не интересовала -- им нужна была только курсовая стоимость акций, -- рассказывает он. -- И это понятно: что можно было делать в компании, у которой почти все расчеты были бартерными». Теперь же ситуация в корне изменилась, и предстоящая реформа электроэнергетики никого не оставляет равнодушным к судьбе РАО. «Все вопросы по реформированию, которые рассматривает совет директоров, теперь в обязательном порядке предварительно обсуждаются на профильном комитете, который возглавляет Дэвид Херн, -- говорит г-н Трапезников, -- и если комитет выносит отрицательное решение по какому-то вопросу, то он даже не выносится на совет».
Николай ГОРЕЛОВ