|
|
N°17, 31 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Первый том легенд артрынка
В Московском Центре искусств открылась выставка «Новые русские коллекции»
Московский Центр искусств решил отчитаться не только о деятельности своей галереи, но и о функционировании всего рынка русского искусства. На выставке собраны сплошь топовые, первоклассные работы мастеров первой трети XX века, предоставленные многими известными и совсем новыми собирателями. Необычность показа в том, что все работы (от Гончаровой и Сапунова до Древина и Штеренберга) были приобретены в прошлом, 2002 году. Экспозиция -- подлинное лакомство для гурманов. Такого Григорьева и Сарьяна вы наверняка еще не видели. Спешите! Продлится выставка недолго, до 25 февраля. О ее смысле и значении обозревателю газеты «Время новостей» Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказывает хозяйка Московского Центра искусств Марина ЛОШАК.
-- Как формируется рынок? Желание получить наиболее полную информацию об этом обусловило появление нашей экспозиции. Выставка только повод к тому, чтобы раз в год издавать каталог, сводную книгу, где будет освещена история предметов искусства, только что появившихся на артрынке. Первый том планируется выпустить осенью, чтобы к началу следующего года мы могли подготовить новую выставку и новый каталог. Там будут разделы: западноевропейское искусство, Древняя Русь, XVIII век и т.д. Верхний рубеж -- Contemporary Art. Через месяц я планирую сделать выставку современного западного искусства, которое покупают наши коллекционеры. Имена художников должны быть звездные -- от Уорхола до самых модных сегодня. Каталог мы намерены издать за счет коллекционеров, уже сейчас приступаем к работе.
-- Зачем нужен такой каталог?
-- Хочется проследить историю вещей, их provenance. Какие тенденции преобладают? Почему стали покупать 30--40-е годы XX века, к которым раньше относились с пренебрежением? Если каждый год будет издаваться книга, посвященная provenance предметов искусств, будут счастливы все -- и коллекционеры, и дилеры, и исследователи, и музеи. Мы хотим, чтобы современная история искусств была подобна главам захватывающего эпоса.
-- Как собиралась выставка?
-- С большим трудом. Представлены «Новые русские коллекции», те, что стали формироваться в постперестроечное время. Выставка представляет лишь малый фрагмент материала, который войдет в каталог. На стенах работы художников любимого нашей галереей периода -- первой трети XX века. Несмотря на то что некоторые картины уже выставлялись в Московском Центре искусств, главной моей задачей было устроить «премьерный» показ работ, приобретенных коллекционерами не раньше 2002 года.
-- Самые интересные, на ваш взгляд, работы?
-- Я обожаю все. Но есть хиты чисто коллекционные. Вот накидка для шкафа, вышитый узор которой выполнен по рисунку Эль Лисицкого (1917--1918). Авторство не вызывает сомнения, так как накидка получена от сына художника. В 2002 году эту накидку приобрел известный московский коллекционер Сергей Григорьянц.
Коллекционер Андрей Еремин сформировал целый раздел работ ученика Казимира Малевича Константина Рождественского, поступивших из собрания потомков художника. Собрание это демонстрируется впервые -- его можно назвать сенсацией. Другой раздел посвящен мастерам «Бубнового валета»: Машков, Куприн, Лентулов, Кончаловский... Гордость выставки -- живописные работы Василия Чекрыгина, Михаила Ларионова раннего, «тираспольского» периода, этюд Павла Кузнецова «Фонтан» (1905).
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ