|
|
N°17, 31 января 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Олимпийский комитет США могут расформировать
Спортивные чиновники снова согрешили
Все давно привыкли к тому, что международное олимпийское движение с незавидной регулярностью сотрясают коррупционные разборки. Очередной скандал случился в самом богатом и влиятельном звене всемирной спортивной бюрократии -- Национальном олимпийском комитете США (USOC).
Все началось с того, что против главы исполкома USOC Ллойда Уорда выдвинули обвинение в «злоупотреблении служебным положением». Он пролоббировал подписание контракта на организацию очередных Панамериканских игр с компанией Energy Management Technologies. Но через некоторое время на свет божий выплыло неприглядное обстоятельство: к этой фирме имеют отношение брат Уорда и один из его друзей детства. В нашей стране такой пустяк скорее всего и не заметили бы (поди найди у нас государственный тендер, победитель которого не был бы известен заранее!), но в Америке подобную семейственность принято считать серьезным нарушением. Комитет по этике USOC, разобрав дело, счел, что «конфликт интересов» хоть и был, но это не так уж и страшно. Во всяком случае было решено не выгонять Уорда из исполкома.
Однако такой вердикт вызвал в американском НОК натуральный бунт. Во-первых, несколько функционеров комитета с ходу подали в отставку. Во-вторых, шесть высших чиновников (в том числе четыре вице-президента USOC) отказали в доверии президенту комитета Марти Макнамайер и потребовали ее отставки. Кроме того, бунтари призвали наложить на Уорда штраф, дабы неповадно было злоупотреблять. Г-жа Макнамайер, занимающая свой неоплачиваемый, но весьма почетный пост, от ухода наотрез отказалась, а Ллойд Уорд, хоть и признал свою «ошибку», предпочел остаться во главе исполкома. Наконец случилось самое страшное -- разборки в Олимпийском комитете заинтересовали спонсоров комитета, то есть тех, от чьих финансовых вливаний напрямую зависит лидерство Америки в мировом спорте. Компания John Hancock Financial Services потребовала провести полный аудит всей бухгалтерии USOC. И тут в дело пришлось вмешаться властям -- конгресс США назначил особую комиссию для разруливания «олимпийского скандала».
Если бы дело происходило не в Америке, а в любой другой стране, можно было бы смело говорить о вмешательстве государства в дела олимпизма. Вообще-то Олимпийская Хартия такого не допускает. Но США и тут на особом счету: НОК США в его нынешнем виде был образован лишь в 1978 году, когда конгресс принял «Акт о любительском спорте». Но в последние годы детище парламентариев приобрело уж слишком скандальную репутацию. Можно вспомнить и об истории с Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити, полученной американцами «не совсем честным» образом, и о других, более мелких нарушениях, приводивших к громким отставкам.
На слушаниях, прошедших 28 января в сенатском комитете по коммерции, Олимпийскому комитету припомнили все его грехи. Одни парламентарии называли его «неработающей организацией», другие сетовали, что скандальная аура тащится за USOC, как собака за тележкой с мясом. Тед Стивенс, один из авторов «Акта о любительском спорте», высказался в стиле Тараса Бульбы: «Конгресс создал НОК, но конгресс может и расформировать его». Однако Олимпийскому комитету дали последний шанс: 8 февраля в Чикаго должен собраться исполком USOC, на котором скорее всего г-жу Макнамайер все же отправят на покой. А потом комитету придется подумать о своем поведении, дабы в будущем избежать подобных разборок и не ссориться со спонсорами. Но ни комиссия конгресса, ни члены комитета пока, похоже, не имеют ни малейшего представления о том, что нужно сделать с USOC, чтобы репутация «поставщика скандалов» осталась в прошлом.
Владимир ДЗАГУТО