|
|
N°163, 09 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Северный флот на страже «Курска»
Военные боятся, что статус «морского захоронения» не защитит район аварии
Первый этап подводной операции на затонувшей субмарине «Курск» завершен. Руководство российского ВМФ во вторник приняло решение об окончании работ по поиску тел погибших подводников. Норвежское судно «Регалия», с борта которого проводились погружения международной команды водолазов к затонувшей АПЛ, уже покинуло район катастрофы. Впрочем, в сотне метров над погибшим «Курском» на поверхности Баренцева моря продолжают нести вахту тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и гидрографическое судно «Горизонт». Как заявляют в штабе Северного флота, район катастрофы будет охраняться и впредь -- до того самого момента, пока затонувшая подлодка не будет поднята со дна. Конечно, место гибели «Курска» отныне фигурирует на любой мореходной карте как «морское захоронение», что по идее должно гарантировать его полную неприкосновенность. Однако международное законодательство, регулирующее эту деликатную область морского права, допускает массу разночтений. Последним тому примером стала недавняя подводная экспедиция к затонувшему парому «Эстония», добиться запрета которой не помогли ни статус «морского захоронения», присвоенный месту гибели парома, ни многочисленные протесты родственников погибших на «Эстонии». Ситуация же с «Курском» куда сложнее. Во-первых, на борту затонувшей АПЛ продолжает оставаться значительное количество военной аппаратуры, относящейся к категории top secret. А во-вторых, военные моряки опасаются того, что с места аварии исчезнут «вещдоки», которые смогли бы пролить свет на тайну гибели субмарины. Истинные причины катастрофы «Курска» до сих пор остаются загадкой.
Правительственная комиссия по расследованию катастрофы подлодки на своем вчерашнем заседании не смогла прийти к каким-либо определенным выводам о причинах случившегося 12 августа.
Председатель Илья Клебанов был вынужден в очередной раз признаться в том, что «у членов комиссии нет единого мнения по вопросу гибели подлодки». По заверениям г-на Клебанова, комиссия сделает окончательные выводы о причинах аварии уже в следующем году, после подъема «Курска» на поверхность. Впрочем, еще недавно вице-премьер столь же уверенно обещал «разобраться в случившемся со 100-процентной гарантией» к окончанию первого этапа водолазной операции и доложить об этом на заседании комиссии 8 ноября... Тем не менее вчера Илья Клебанов лишь повторил общеизвестные факты. По его словам, версия столкновения «Курска» с иностранной субмариной получила «очень серьезные подтверждения» -- кадры подводных видеосъемок позволяют разглядеть длинную вмятину на корпусе в районе первого-второго отсеков затонувшей подлодки. Хотя о ее существовании было известно еще до начала работ «Регалии», поскольку съемки проводились подводными аппаратами «Мир», спускавшимися к «Курску» с борта российского корабля «Академик Келдыш».
Несмотря на столь обескураживающие результаты, сама работа норвежско-российской команды водолазов на затонувшем «Курске» была проведена блестяще. В успех операции по проникновению внутрь аварийной субмарины не верили поначалу даже подводники со стажем. Тем не менее за 18 дней глубоководных работ водолазам удалось вскрыть четыре отсека затонувшей субмарины и извлечь на поверхность тела 12 моряков «Курска». При этом не был потерян ни один из водолазов (напомним, что при подъеме тел погибших с затонувшего на Черном море «Адмирала Нахимова», погибли двое подводников). Судя по всему, российская сторона осталась довольна своим сотрудничеством с фирмой «Халлибертон», совместно с которой велись работы на «Курске». По крайней мере по заявлениям представителей санкт-петербургской фирмы «Рубин», которой поручена координация работ по предстоящему подъему «Курска», «Халлибертон» войдет в международный консорциум, создающийся сейчас для подъема лодки.
Юрий ГОЛОТЮК